Сегодня украинские компании все больше внимания уделяют экологическим, более дешевым и менее энергозатратным грузоперевозкам. Поэтому чаще отдают предпочтение транспортировке своей продукции по реке – именно она отвечает этим запросам. И хотя речные грузоперевозки в Украине пока далеки от европейских объемов, они уже не первый год демонстрируют стабильный рост.

Например, в 2016 году по украинским рекам (без учета временно оккупированной территории АРК, г. Севастополь и части зоны проведения АТО) было перевезено 6,7 млн тонн грузов. По данным Государственной службы статистики Украины, это на 3,5% больше по сравнению с предыдущим годом. Следует учесть, что в 2015 году транспортировка украинским водным транспортом выросла на 8,4% (до 6,4 млн тонн), а в 2014 – на 3% (до 6 млн тонн). Похоже, самое время говорить о наметившейся тенденции.

Увеличению объемов речных грузоперевозок в Украине в нынешнем году способствуют немало факторов. Существенную роль в этом играют высокие железнодорожные тарифы. После их роста на 15% в 2016 году перевозки по железной дороге сократились на 1,7% и составили по итогам года 344,1 млн тонн. И хотя показатель по-прежнему очень высок, тарифы начали отпугивать потенциальных клиентов. Поэтому для своих нужд в некоторых случаях они выбирали реку или автодорогу.

Судя по всему, такая ситуация сохранится и в нынешнем году. В декабре прошлого года Министерство инфраструктуры согласовало 25% повышения тарифов на грузовые перевозки "Укрзализныци"  в 2017 году. Однако в январе ПАО вывели из подчинения министерству. И теперь Государственная регуляторная служба Украины отказалась согласовывать проект приказа о росте тарифов на 25%. Но заявила, что повышение наверняка будет. А компромиссную ставку тарифа определит рабочая группа, которая должна обязательно учесть и мнение бизнеса. Пока остается неопределенность, производители будут искать альтернативу железнодорожному транспорту и, возможно, найдут ее именно на реке.

Еще одним фактором, который может "сыграть" в пользу речного грузового транспорта, являются ограничения относительно перевозок по украинским автодорогам. Речь идет о допустимом весе для транспортировки грузов автотранспортом. В 2015 году правительство запретило перевозку по автодорогам делимых грузов весом более 40 тонн. Одновременно было запрещено движение транспортных средств с нагрузкой на ось более 7 тонн или фактической массой более 24 тонн по местным дорогам общего пользования.

На данном этапе эти нормы могут пересмотреть, а допустимый к транспортировке вес груза – увеличить. Но соответствующего решения пока нет. Это вполне закономерно – оно довольно рискованное. Ведь фуры, перевозящие крупный вес попросту разрушают украинские дороги, которые и так нуждаются в капитальном ремонте. К слову, в нынешнем году на эти цели планируется привлечь порядка 30 млрд грн. Речь идет о колоссальной сумме!

Речники ожидают новый закон уже достаточно долгое время и полагают, что вскоре народные депутаты его поддержат. Потому что речь идет о перспективах стабильного развития отрасли речного транспорта, о ее влиянии на работу национальной экономики в целом.

Наконец, главной предпосылкой роста перевозок по реке может стать принятие Верховной Радой Закона Украины "О внутреннем водном транспорте". Речники ожидают его уже достаточно долгое время и полагают, что вскоре народные депутаты его поддержат. Потому что речь идет о перспективах стабильного развития отрасли речного транспорта, о ее влиянии на работу национальной экономики в целом.

Один из важных моментов нового законопроекта  -  он предполагает введение так называемого речного сбора, который отменит взимание большинства портовых сборов с судовладельцев в морских портах. Проще говоря, он удешевит грузоперевозки по реке и сделает их еще более выгодными. А это, в свою очередь, привлечет потенциальных инвесторов, как внутренних, так и внешних, которые помогут освоить речные транспортные пути, реализовать на них новые перспективные проекты.

Слово – за украинскими парламентариями. Хочется верить, что их молчание надолго не затянется.