Алматы - крупнейший город Казахстана, до 1997 года являвшийся его столицей. Население Алматы сегодня - около 1,8 млн человек - это примерно 10% всего населения страны. В 2011 году в городе был отрыт метрополитен - первый (и пока единственный) в Казахстане и на сегодня последний - на постсоветском пространстве.

almaty_opt

Фото из открытых источников

Сегодня Алматинское метро состоит из 9 станций, находящихся на одной линии. Длина подземки небольшая - 11,3 км, дневной пассажиропоток - 40 тыс. человек (для сравнения: состоящее из 6 станций метро украинского Днепра в день обслуживает всего 15 тыс. человек).

Несмотря на скромные показатели, Алматинское метро имеет несколько особенностей, которые мне, как жительнице Киева, показались необычными.

Во-первых, Алматы находится в зоне 9-бальной сейсмичности. Сильных землетрясений в городе не было с 1971 года, однако в случае повторения мощных толчков подземные конструкции метро, по мнению сейсмологов, могут быть полностью разрушены. Кроме того, в городе очень влажная почва, а еще он периодически страдает от сходящих с гор селевых потоков.

Впрочем, алматинцев эти факты совершенно не смущают: в вечерний час пик, в который нам с коллегами довелось прокатиться в подземке, поезда метро были заполнены.

Однако начнем с начала. Входы в метро выглядят нарядно.

2

Дальше самое интересное. В отличие от украинских метрополитенов, для того, чтобы попасть в подземку Алматы, всем без исключения нужно: 1) пройти через рамку металлоискателя; 2) пропустить через сканер сумку. Совсем как в аэропорту.

Вещи досматривают сотрудники полиции. На наши расспросы, с чем это связано, нам ответили безапелляционным: "Так положено".

3

Сначала у меня возникла мысль о том, что это повышенные меры безопасности, связанные с произошедшими накануне событиями во время Алматинского марафона, когда несколько активистов попытались выступить с требованиями о честных выборах. Это очень смелое по меркам Казахстана заявление повлекло арест активистки, что вызвало недовольство части населения. Но нет. Согласно пояснению, опубликованному на сайте метрополитена, такой досмотр осуществляется еще с 2017 года.

Стоимость проезда в метро - 80 тенге (примерно 5,5 грн) для взрослых и 40 тенге для детей. Взрослые жетоны ярко-желтого цвета, детские - красного. Как и в метро Киева, за проезд можно расплатиться бесконтактно, в том числе банковской картой с Pay Pass.

4

Вторая особенность Алматинского метро - длинные подземные галереи. Функциональное назначение их, честно говоря, не совсем понятно.

5

Фото: Varandej, livejournal.com

В целом галереи и вестибюли метрополитена просторные, чистые и светлые.

6

Фото: Varandej, livejournal.com

А так выглядит перрон в вечерний час пик. Почти все пассажиры заняты своими смартфонами. Это и неудивительно, ведь в метро Алматы реально работает Wi-Fi (помните, сколько киевлянам это уже обещает Виталий Кличко?). Правда, нас ждало разочарование, потому что подключиться к нему, не имея казахстанского номера телефона, фактически невозможно.

7

В Алматинской подземке используются поезда Hyundai со сквозным проходом и кондиционируемыми салонами.

8

Varandej, livejournal.com

Сиденья отделены от дверных секций перегородкой. Те же пассажиры со смартфонами.

9

Еще одна особенность Алматинского метро - так называемые "турникеты честности". Их открыли на двух станциях в центральной части города. Увы, нам не удалось увидеть их своими глазами. Пассажир может расплатиться, а может - и нет, несмотря на это, проход в подземку для него всегда открыт.

10

Tengrinews.kz

Спустя месяц после их установки местные власти утверждают, что "зайцев" в метро немного, но, учитывая, что турникеты расположены на станциях в районе нескольких крупных ВУЗов, в это верится с трудом. Хотя, может быть, казахстанские студенты - более законопослушные, чем украинские? :)