6 апреля 2019 года легендарный аэропорт им. Ататюрка прекратил прием регулярных пассажирских рейсов, а его место в авиационном трафике заняла новая воздушная гавань. Аэропорт, получивший название Стамбул, позаимствовал у предшественника не только пассажиров, но и код IATA - IST. Расположен он в 35 км от города в районе Арнавуткей, что ближе к побережью Черного моря.
В середине апреля, менее чем через две недели после массового запуска рейсов из нового мегааэропорта мне, как журналисту ЦТС, представилась возможность увидеть его своими глазами и оценить преимущества и недостатки этого масштабного объекта.
Пока аэропорт имеет всего две ВПП. Если ваш самолет приземлился на отдаленную полосу, поздравляю: процесс руления вашего ВС может занять более 20 минут. Каждую минуту-полторы на рулежке наш самолет равнялся с другими воздушными судами, отъезжающими от терминала. В дневное время, когда мы с коллегами прибыли в аэропорт, это были почти исключительно борты Turkish Airlines - крупнейшего национального перевозчика, для которого аэропорт Стамбул стал основным хабом.
Как известно, всего в аэропорту планируется построить шесть взлетных полос. А у Turkish Airlines появится собственный терминал. На момент моего посещения компания выполняла перелеты по 255 международным маршрутам и 49 внутренним.
Пока же все перевозчики (а их, как заявляют в администрации аэропорта, больше 100) делят один терминал. Впрочем, места хватает всем. Общая площадь - 1,4 млн кв м. Внутри расположены 566 стоек регистрации, 143 гейта для выхода на посадку.
На осмотр терминала у нас было меньше часа. Конечно же, при таких масштабах, это очень мало… Тем, кто планирует путешествовать с пересадкой в новом стамбульском аэропорту, стоит учитывать, что ввиду огромных расстояний на пересадку нужно закладывать непривычно много времени. К примеру, только для того, чтобы дойти спокойным шагом от зоны внутренних вылетов до крайних гейтов в зоне международных вылетов, нужно примерно полчаса.
Устройство для передвижения сотрудников по аэропорту. Вероятно, опаздывающие пассажиры тоже бы не отказались от таких агрегатов.
Большая часть пассажиров гуляют в зоне Duty Free, где представлены самые разные мировые бренды.
Фудкорт забит до отказа.
Однако, прежде чем заходить на шопинг или чашечку турецкого кофе, рекомендую поинтересоваться, сколько вам еще идти до выхода на посадку. Это можно узнать, взглянув на информационное табло, которые расположены вдоль терминала.
Кстати, обратите внимание: в английской транслитерации Киев уже подписан как Kyiv (средний экран, вверху).
Убедившись, что времени достаточно, можно и отдохнуть. Некоторые пассажиры спят прямо на ковровом покрытии на полу.
Еще одна особенность аэропорта - инклюзивость. Во всем - от колясок для передвижения по терминалу до высоты расположения телефонных автоматов и звуковой индикации для слабовидящих в туалетах.
В целом терминал светлый, в оформлении доминируют приятные глазу светлые цвета, внутри много зелени.
…очень много зелени. Иногда кажется, будто находишься в большой ухоженной теплице.
Вот таким я увидела новый терминал в апреле 2019 года. Но уже через несколько лет он должен измениться до неузнаваемости. Пассажиров аэропорта сейчас встречает и провожает гигантская стройка - поодаль от терминала сплошь котлованы, горы земли и строительные краны.
Даже 90-метровая футуристическая диспетчерская вышка, являющаяся символом аэропорта, слегка теряется на фоне активного строительства и других сооружений. На этом фото, например, видна пожарная часть и очередная стройка.
Закончить строительство аэропорта планируют к 2025 году.
Читайте также В зоне комфорта: рояль, пинг-понг и библиотека аэропорта Таллинн