Наступило лето… Для обычных людей – это время отдыха, а для грузовладельцев – это поистине жаркая пора. Все хорошо помнят, какая напряженная ситуация возникла прошлым летом у зернотрейдеров и металлургов из-за нехватки у "Укрзализныци" локомотивов. У Полтавского ГОКа не было серьезных проблем в этом направлении, но, все же, некоторые заминки случались. Поэтому приближение лета заставляет вновь задуматься о проблемах тяги.
Для начала немного истории. Около десяти лет назад у "Укрзализныци" возникли проблемы в связи с нехваткой вагонов. Тогда было найдено, я бы сказал, соломоново решение. Частным компаниям разрешили обзавестись собственным вагонным парком. Тогда компания FerrExpo, в состав которой входит Полтавский ГОК, приняла решение об инвестировании в вагоны. Так мы стали вагонным оператором.
Безусловно, покупка вагонов требовала немалых денег. Но спустя годы мы лишний раз убеждаемся в правильности нашего решения. Простой продукции на станциях, скопление сырья на комбинате или остановка производства обошлись бы нам гораздо дороже. Сейчас наш парк насчитывает 2300 вагонов, средний возраст которых не превышает 10 лет. Это позволяет нам своевременно отгружать нашу продукцию к потребителю. Если бы мы не вложились в вагоны, сегодня мы бы грузили в лучшем случае не больше 5-7 млн тонн в год вместо нынешних 11,5-12 млн тонн.
Как видим, проблему с вагонами удалось решить. Теперь на очереди вопрос тяги. За прошлый год "Укрзализныця" не купила ни одного нового локомотива. Да, и в прошедшие годы локомотивный парк практически не обновлялся. Это говорит о том, что этим летом на железной дороге могут вновь возникнуть перебои с тепловозами или электровозами.
Если УЗ и дальше не будет инвестировать в подвижной состав, то ее монопольное положение обернется крахом для ж/д отрасли и других сфер экономики.
Что же делать? "Укрзализныце" и грузовладельцам необходимо сесть за круглый стол и вновь найти соломоново решение, как это было десять лет назад в случае с вагонами – необходимо допустить частные компании на рынок локомотивной тяги. Естественно, что "Укрзализныця" как монополист не заинтересована в допуске на этот рынок других участников.
Компромиссным решением мог бы стать допуск частных компаний на некоторые направления при сохранении доминирующего положения "Укрзализныци". Готов ли к такому Полтавский ГОК? Мы бы хотели стать частным ж/д оператором для собственных нужд, например, в коридоре из Кременчуга в сторону порта Южный. Мы понимаем, что для реализации этого решения нужны дополнительные затраты, но они необходимы и жизненно важны. Если не вкладываться в тягу, наше производство может остановиться.
Компромиссным решением мог бы стать допуск частных компаний на некоторые направления при сохранении доминирующего положения "Укрзализныци".
Любая монопольная компания сталкивается с тем, что она не может развиваться в рыночных условиях. "Укрзализныця" – это монополист, который рано или поздно столкнется с очень большими трудностями. Предыдущие лет пять УЗ переживала, и будет переживать последующие пять лет какие-то трансформации. Но при этом у государственной компании вряд ли найдутся в ближайшее время деньги на покупку 250 новых электровозов или тепловозов.
Если "Укрзализныця" и дальше не будет инвестировать в подвижной состав, то ее монопольное положение обернется крахом железнодорожной отрасли и для других сфер экономики. Поэтому повторюсь, что в нынешних условиях допуск частных компаний на некоторые направления мог бы стать временным решением нехватки тяги.
Читайте также Инфраструктура и локомотивы должны стать приоритетами инвестиционной политики УЗ