Куда плывет корабль "Украина"? Если говорить об экономическом развитии, то почему страны-соседи Украины вышли на более высокие уровни развития, а Украина топчется на месте? Почему сегодняшний уровень реального ВВП Украины ниже уровня 1990 года?
Давайте будем откровенны, но за весь период независимости в Украине не было четкой долгосрочной экономической политики развития. Не было понимания, куда движется мировая экономика и в каком направлении развивать внутреннюю экономику; в каких отраслях Украина имела сильные стартовые преимущества, какие отрасли ей нужно развивать с нуля и как это все развивать.
Вместо этого, развитие экономики было пущено на самотек. Очень большую роль здесь сыграла абсурдная концепция "невидимой руки рынка", по которой государство не должно вмешиваться в рыночные процессы. Учитывая, что сама концепция фактически значит "ничего не делать", то она нашла отклик у многих чиновников. Ведь можно было курить бамбук и ждать, когда экономика сама начнет развиваться.
И даже в те исключительные моменты, где государство вмешивалось в развитие, это было скорее результатом защиты интересов определенных лиц, без какой-либо стратегии развития. Как итог, все последние годы в Украине была хаотичная экономическая политика, которая менялась вместе со сменой власти. А это привело к сегодняшнему состоянию экономики.
Чтобы изменить текущее положение нужно поменять подход. В первую очередь нужно разработать долгосрочную программу или стратегию развития. Сейчас у нас идет процесс разработки правительственной Национальной экономической стратегии 2030.
И здесь не проблема написать саму программу. Более важно, чтобы эта программа не повторяла ошибки прошлого. Чтобы она стала реальной дорожной картой для будущего развития, а не писалась "для галочки" и потом пылилась в архивах. И программа должна давать четкий ответ куда будет двигаться Украина и каким образом государство будет стимулировать экономический рост.
Какой должна быть эта программа?
Прекрасный тому пример - наши соседи, которые одним из стратегических элементов своего развития сделали ставку на привлечении иностранных инвестиций. Причем к привлечению иностранных инвестиций подходили очень селективно и акцентировали внимание только на высокотехнологичных отраслях. К примеру, Словакия сделала акцент на привлечении инвестиций в автомобилестроение. Сейчас эта страна производит более 1 млн авто ежегодно. И является мировым лидером по производству авто на душу населения. Самое интересное, что этого показателя страна достигла не за счет своего внутреннего производства, а за счет иностранных производителей, которые открыли производство в Словакии, по сути иностранных инвесторов. Сейчас в Словакии работают 4 крупных автопроизводителя: Volkswagen, KIA, Peugeot-Citroën, Jaguar Land Rover. И здесь очень примечательна роль государства в привлечении этих инвестиций. В ситуации с Volkswagen государство сыграло совсем небольшую роль: инвестор купил словацкого автопроизводителя BAZ в 1991. Однако в дальнейшем государство чуть ли не буквально устроило охоту за инвестором и выгрызало их у других стран, которые тоже конкурировали за эти инвестиции. Для этого в 2001 было создано агентство по привлечению иностранных инвестиций - SARIO. Именно оно занималось поиском и привлечением инвесторов, однако при необходимости в работу включалось и высшее руководство страны. Когда в 2002 Peugeot-Citroën выбирал локацию для производства и их выбор пал на Польшу, то словакам удалось переубедить компанию предложив грант в размере 160 млн евро. В случае с KIA Словакию даже не рассматривали в качестве претендента и потому министру экономики пришлось ехать в Южную Корею, чтобы убедить руководство компании включить их в шорт-лист. И чтобы выиграть борьбу за инвестора, словакам пришлось предложить целый набор "плюшек" для компании: грант, налоговые льготы и строительство смежной инфраструктуры.
Исходя из примера Словакии, можно сказать, насколько важен инструментарий для успешной реализации стратегии. Потому, такой успешный опыт можно и нужно использовать при разработке нашей стратегии развития.