Если говорить о Киеве, то из центра и основных магистралей украинской столицы снег все же кое-как вывозят. У Киева для этого имеются специальные локации. Часть из них находится в черте города, часть - за его пределами - всего около 3 десятков таких "снежных" свалок. Правда, во время недавнего декабрьского снегопада ситуация на полигонах сложилась патовая: уже в конце второго дня непогоды там просто не хватало места…
Вообще, снежные полигоны - довольно распространенная практика не только в Украине, но и в мире. В цивилизованных странах к ним есть определенные требования. К примеру, в США где попало устроить свалку снега нельзя: для этого выбираются места, где снег сможет безопасно растаять, - с учетом того, что он может содержать токсические городские отходы.
По этой же причине ограничивается сброс снега в водоемы. Например, в Бостоне к этой мере прибегают только в случае совсем уж экстремальных погодных условий. Но если на море штиль - этого делать нельзя, пишет The Guardian. Нужно, чтобы в водоеме было достаточное течение, которое поможет быстро растворить и унести подальше от берега грязный городской снег. Хотя в небольших городах на Восточном побережье США во время сильных снегопадов сброс убранного с улиц снега в океан практикуют достаточно часто.
В финском Хельсинки, который является европейским рекордсменом по количеству твердых осадков, собранный снег сбрасывают в море только после экспертизы в Институте воды - если исследования показывают, что он неопасен для экологии Финского залива. Кстати, весной оттуда же, с морского дна, производят забор гравия для посыпки улиц. Следующей зимой этот гравий вместе со снегом снова попадает в море - получается такой вот закрытый цикл.
Но в мире существуют и куда более изощренные способы избавиться от зимних осадков. Во-первых, снегоплавильные станции. Обустроить такой стационарный пункт в Киеве городские власти обещали еще в прошлом году. Топить снег он должен был за счет температуры сточных вод, попадающих в плавильные камеры. Затем вся эта вода должна была бы попадать в канализационный коллектор. В странах ближнего зарубежья это не такая уж и большая редкость - десятки снегоплавильных станций работают во многих городах СНГ - в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Минске. Остается только ждать, когда это "чудо-новшество" появится, наконец, в украинских городах.
Плавить снег можно не только в специальных пунктах, но и прямо на дороге. Именно так поступают в Исландии. Под улицами Рейкьявика в последние годы стали прокладывать трубы, по которым циркулирует вода из геотермальных источников. Таким образом, ни снег, ни, тем более, лед на улицах города надолго не задерживается. Да еще и платить за это не нужно - обо всем позаботилась матушка-природа!
Увы, другим странам со снежными зимами так не повезло. Например, в японском городе Саппоро, где зимой может наметать до 5 метров снега, тротуары приходится подогревать искусственным путем. А местные жители, которые обязаны самостоятельно расчищать придомовую территорию, чтобы не проводить всю зиму с лопатой в руках, нередко для этого покупают дорогостоящие системы подогрева.
А еще существуют передвижные снегоплавильни. Первопроходцем в этом вопросе стала Канада. В 1974 году в Торонто изобрели машину, получившую название Metromelt. Принцип ее работы таков: с помощью подогретой воды загружаемый снег растапливается в плавильном резервуаре, после чего сливается в ливневку либо канализационные отверстия вдоль дороги. Сейчас в городах Канады работают сотни таких машин.
В общем, вариантов хватает - было бы желание. К сожалению, в Украину подобные изобретения приходят очень медленно…