Последние несколько недель стали поводом для переживаний у многих импортеров украинского рынка, так как ГФС обратила особо пристальное внимание на уровень цен, на которые таможня ориентируется при определении базы налогообложения при импорте. Речь идет о таможенной стоимости в $ за 1 кг массы нетто товара.
Результатом такого "внимания" стала повальная практика, при которой большинство грузов стало проходить через процедуру контроля таможенной стоимости без оглядки на уровень компании, ее репутацию и регулярность импорта таких товаров по той же цене.
Такой безличностный подход фискальных органов вызвал бурное обсуждение в бизнес среде, ведь компании, которые ведут "прозрачный бизнес" с первых дней начали на себе ощущать усиление контроля и измерять его последствия в часах и деньгах. Увеличились скопления грузов на границах и таможенных терминалах, ведь такая политика ГФС в вопросе контроля цен вынуждает импортеров брать "тайм-аут" в поставках, чтобы избежать финансовых потерь в результате простоев транспорта и корректировок стоимости. Некоторые даже замерли в ожидании прекращения подобных мероприятий.
При этом, все участники ВЭД прекрасно знают, с чем связана такая внезапная необходимость усиления внимания и предполагают, когда это закончится, но стараются дипломатично промолчать. С подобной "активностью" компании с опытом в ВЭД не единожды сталкивались во времена "паперєдніков", но никак не ожидали, что такое возможно в наши дни.
Для примера приведу свежий кейс, в котором многие узнают себя:
Компания работает по прямым контрактам с крупными китайскими заводами, завозит товары в Украину на регулярной основе, имеет безупречную репутацию в таможенных органах, корректные документы и несправедливо становится жертвой вынесения Решения о корректировке таможенной стоимости с переплатой налогов после предоставления запрошенных таможней документов.
Нужно сказать, что в случаях подтверждения таможенной стоимости стоит гибко применять Ст.53 ТКУ, о чем я уже не раз писала в своих статьях по данной теме, ведь не все перечисленные в упомянутой статье документы действительно необходимы таможне и как и не все их возможно получить резиденту Украины.
Так, базовыми дополнительными документами для подтверждения таможенной стоимости являются:
- Если счет оплачен: банковские платежные документы + инвойс, по которому осуществлялась оплата.
- Копия таможенной декларации страны отправления.
- Транспортные документы + документы, содержащие сведения о стоимости перевозки: договор с перевозчиком+договор с экспедитором+счет на транспортные услуги+справка о тр-тных расходах с разбивкой.
- Страховые документы, содержащие сведения о стоимости страхования.
- Прайс лист от производителя.
- Каталоги, спецификации.
- Выписка из бухгалтерской документации об отчуждении оцениваемых/идентичных/аналогичных товаров.
- Приходные/расходные накладные.
- Выводы экспертных организаций.
- Информация биржевых организаций на биржевые товары.
В случае клиента случай которого описывается, внезапный этап контроля таможенной стоимости стал причиной задержки груза "на колесах", а аргументы о том, что условия ВЭ-операции не изменились с момента недавнего импорта по текущей цене оказались неубедительными. Пришлось оперативно готовить запрошенные документы для подтверждения цены. В результате их рассмотрения таможней, импортер получает решение о корректировке таможенной стоимости с ссылкой на непредоставление всех необходимых документов и информацией о том, что идентичный товар завозится по цене выше. Среди запрошенных документов отсутствовал лишь один - ценовое экспертное заключение Торгово-промышленной палаты, при этом, все мы прекрасно знаем, что такое заключение имеет справочно-информативный характер. В таких ситуациях можно согласиться на решение таможни и принять корректировку или выпускать груз по Ст. 55 ТКУ под гарантийные обязательства, что и было сделано. Нас это не испугало, так как мы имеем позитивный опыт споров с последующим возвратом излишне уплаченных платежей по подобным случаям, но огорчает длинный цикл рассмотрения дел из-за перехода большинства судебных инстанций в письменное делопроизводство.
Увы, подобные случаи повторяются с досадной частотой. Удручающая статистика последней недели говорит о 7 из 10 случаев запроса дополнительных документов, из них на 3 случая предлагают корректировку стоимости.
Безусловно, не все компании имеют опыт споров с фискальными органами и в принципе не хотят идти на такие меры. Для многих, сам факт необходимости "заморозки денежных средств" на счетах таможни в оформлении по Ст.55 на неизвестный период уже останавливает на этапе принятия решения. Вполне возможно ГФС на это и рассчитывает: субъект не станет "ввязываться в драку" из-за неокупаемости затрат на будущий спор. В то же время, мы поддерживаем позицию компаний, готовых идти до конца в доказательстве контрактной цены. Практика показывает: если говорить в рупор и хором - слышно будет куда лучше. Если импортер принимает решение о борьбе за справедливость, нужно взвесить все плюсы и минусы будущих действий и принять данное решение без эмоций, получив развернутую консультацию и подготовиться к неоднократным оформлениям по такому же сценарию, если речь идет о регулярном импорте идентичных товаров. Ошибка многих компаний, которая в дальнейшем закрывает дорогу к позитивному разрешению спора - последующие самостоятельные корректировки по выписанному таможней первому решению. Здесь должен работать принцип "Каждый день - это новый день". Это говорю я как в случаях с классификацией товаров согласно УКТВЭД, так и в решениях по таможенной стоимости. Это значит, что каждое несогласие с ценой таможни по каждой партии товара должно сопровождаться отдельно вынесенным решением о корректировке, с последующим оформлением ГТД по Ст.55. Тогда и только тогда спор в суде может увенчаться успехом.
На примере недавнего случая с выдачей решения о корректировке, импортер не был готов к сбору документов и простою транспортного средства, который уже имел место на протяжении трех дней и согласился с новой ценой, чтобы выпустить груз с переплатой налогов на 1400 долларов больше по предложенной таможней "самокорректировке". При этом, компания понимает, что сознательно положила начало ввоза данного товара по завышенной цене и я очень сомневаюсь, что при этих обстоятельствах отстоять позицию по контрактной цене станет возможным в ближайшее время.
Наверняка, бизнес сейчас может разделиться на две половины: на тех, кто хочет ехать быстро, но дорого, и других, которые будут спорить, оформляться без переплат, но ехать медленно.
"История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй - в виде фарса", когда-то сказал Гегель….Вышеописанные обстоятельства - дежа-вю пятилетней давности, которые еще свежи в памяти многих: полное непонимание происходящего, обсуждения в бизнес-сообществах, встречи в ассоциациях для построения конструктивного диалога с фискальным органом.
Компании, которые готовы оспаривать действия таможни и действовать в защиту своих интересов всегда пойдут по тернистому и длинному пути, а спустя время все равно получат заслуженный результат - цена будет признана. Доводы таможни относительно рисков системы АСАУР при проверке таможенной стоимости и наличие в базе таможенного органа информации о том, что идентичные или подобные товары оформлялись другими компаниями по более высокой цене - не являются основанием для отказа в принятии заявленной таможенной стоимости по цене контракта, при отсутствии других законных оснований для требования дополнительных документов. Такова судебная практика подобных дел.
Честный бизнес за последние годы привык к уважению со стороны фискальных органов и крайне настораживающе смотрит на такую дестабилизирующую обстановку, которая приводит к ухудшению инвестиционного климата. Для крупных налогоплательщиков и международных компаний это вполне может вызывать недоверие, не говоря о том, что такие подходы далеки от европейских, курс которых взят в основу реформирования таможни и страны в целом.
Как говорится, не стоит обижать куриц, которые несут золотые яйца.