50 компаний, только 7 из которых - это украинские фирмы, изъявили желание принять участие в торгах для реализации контрактов в рамках проекта "Панъевропейские коридоры" по ремонту участков трассы Киев-Чернигов-Новые Яриловичи. Главным драйвером такого спроса и роста конкуренции служит кредитование дорожного сектора со стороны международных финансовых организаций (МФО), среди которых Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития, а также Европейский инвестиционный банк.

Дело в том, что эти структуры обладают огромным авторитетом. С одной стороны, они в каком-то смысле "навязали" Украине собственные правила относительно реализации проектов. Эти правила затрагивают все аспекты работы, начиная от подачи заявок потенциальными участниками тендера до контроля финальных результатов работ и выплат подрядчику на основании выполненных им задач. С другой стороны, они привели за собой международные фирмы, которые действуют на глобальном рынке инфраструктурного строительства.

Интересную статистику недавно показали эксперты из CoST - они исследовали тендеры в дорожной сфере, и выяснили, что даже на самые большие подряды, финансируемые за счет государственного бюджета, подаются по 2-3 участника. Что касается более мелких проектов, то существенную часть всех тендеров вообще может выигрывать одна фирма, которая просто решилась подать заявку.

И тут даже нельзя сказать, что единственная причина такого положения - коррупция. С введением системы Prozorro чиновникам стало куда-сложнее проводить тендеры вне рамок формальных процедур. Ведь любые махинации могут очень быстро попасть в интернет в виде новости или поста в социальной сети, и затем легко набрать резонанс.

Куда более важный фактор - это банальное нежелание компаний принимать участие в государственных торгах. Потому что фирмы не совсем верят в механизмы оплаты, боятся разного рода бюрократической возни и других непонятных им процедур.

В конечном итоге, данная ситуация привела к фактическому отсутствию конкуренции на рынке. Что, в свою очередь, негативно влияет на качество и стоимость любых осуществляемых работ.

Даже на самые большие подряды, финансируемые за счет государственного бюджета, подаются по 2-3 участника. И совсем иначе обстоят дела с проектами, которые финансируются за счет кредитных средств МФО.

И совсем иначе обстоят дела с проектами, которые финансируются за счет кредитных средств МФО. Можно взглянуть на статистику заинтересованности компаний принять участие в торгах на ремонт участка дороги Киев-Чернигов-Новые Яриловичи, которые проводятся в рамках проекта "Панъевропейские коридоры". Так, всего желание поучаствовать в борьбе за контракт стоимостью около 100 млн евро изъявили 50 фирм, среди которых компании из Китая, Италии, Турции, Румынии, Германии, Азербайджана, Украины, Казахстана, Беларуси, Азербайджана, Македонии и других стран.

Теперь для того, чтобы быть отобранной и начать работать, фирма должна соблюсти некоторые формальные требования: показать, что компания является финансово стабильной - у нее есть определенный оборот в строительной сфере, который рассчитывается отдельно для каждого лота, доступ к финансовым ресурсам,  а также опыт выполнения аналогичных по сложности или более сложных подрядов. 

В свою очередь, имея полсотни участников торгов, мы уже вполне можем рассчитывать на хорошую цену предложения и на высокое качество работ. Ведь иностранные компании подаются на тендеры для того, чтобы выиграть. Это значит, что появляется реальная конкуренция, которая способствует максимизации выгоды для всех участников отношений.

Появляется реальная конкуренция, которая способствует максимизации выгоды для всех участников отношений. Под задаваемые иностранными фирмами бенчмарки подтягиваются также и украинские компании.

Под задаваемые иностранными фирмами бенчмарки подтягиваются также и украинские компании. Например, в прошлом месяце один из наших китайских подрядчиков завез в Украину много дорожной техники. Вполне очевидно, что, глядя на это, обновлять свой парк придётся и отечественным фирмам. Как минимум, они будут вынуждены делать это для того, чтобы стать боле эффективным и в дальнейшем предложить уже более низкую цену на свою услуги - однако не за счет демпинга или несения убытков, а, наоборот, путем повышения эффективности работы.

Параллельно увеличивается спрос на рабочую силу и зарплаты у специалистов, так как они начинают быть более востребованными на рынке труда. Именно так действует мультипликатор крупного инфраструктурного строительства, который заставляет работать всю экономику.

Также недавно в Украине был принят в первом чтении проект закона "О концессиях". Вполне вероятно, что после его принятия в целом, уже в коротком промежутке времени он привлечет на наш рынок еще больше компаний. Особенно это касается тех фирм из развитых стран, которые сегодня не участвуют на торгах, так как не могут предложить слишком низкую цену. Однако они будут не против рассмотреть самые разные варианты концессионных проектов, потому что владеют лишней ликвидностью, которую могут захотеть вложить в перспективные направления в Украине.

Вместе данные тренды ведут к формированию совершенно нового рынка дорожного строительства нашей страны. На котором за контракт борются десятки фирм со всего мира, включая украинские компании. Немаловажно, что подобная конкуренция заставляет отечественные фирмы усиленно развиваться и уходить от инвестиций в какие-либо неформальные связи к инвестициям в улучшение собственной материально-технической базы. Конечно, сами по себе эти перемены не смогут дать нам отличные дороги уже завтра, однако они - неотъемлемое условие для процесса полной реабилитации и развития дорожного хозяйства Украины.