Сегодня Китай активно занимается развитием собственной инфраструктуры. Почти все новости, где фигурирует слово "самый" - самый длинный мост, самый высокий паркинг, и так далее -, в основном, связаны именно с Поднебесной. Вполне очевидно, что, набираясь опыта на внутреннем рынке, китайские компании стремятся экспортировать свои компетенции за рубеж, усиленно продвигая услуги по всему миру, включая Украину.
С 20 по 27 июля 2018 состоялась рабочая поездка делегации "Укравтодора" в Китай.
На текущий момент времени между Украиной и китайскими фирмами подписано три соглашения. К сожалению, в рамках их реализации есть некоторые проблемы. Самая главная из которых - непонимание китайцами украинской бюрократии. У себя на родине, где фирмы строят по-настоящему грандиозные и значимые объекты, они привыкли к полному содействию со стороны государственного аппарата. Тогда как в Украине мы имеем немалое число формальностей, которые время от времени работают не для реализации проекта, а, наоборот, мешают его претворению в жизнь. Китайцам такой подход не понятен. Отсюда и проблемы с тем, чтобы точно определить необходимые сроки и учесть растянутые процедуры, которые нужны, чтобы стартовать с реализацией контрактов.
Именно поэтому сегодня многим интересно, смогут ли китайцы выполнить свои контрактные обязательства в рамках подписанных контрактов качественно и в срок. Пока шансы оцениваются не особо оптимистично. Дело в том, что, работая в основном у себя дома, в Азии или в Африке, наша страна является для китайцев одной из проб пера на европейском континенте. Но если им все-таки удастся стартовать в Украине, есть шанс получить от азиатских строителей проекты, реализованные на высоком уровне. Как минимум, потому что дальше эти проекты станут для китайцев визитками и входными билетами в Европу.
Хотя, даже сегодня у китайцев есть свои кейсы, которые они с охотой готовы показывать. Например, это город Урумчи, который вырос с 3 до 3,5 миллионов жителей всего за пять последних лет. Чтобы удовлетворять постоянно растущие потребности региона, там строительные фирмы работают над целым рядом больших проектов в разных отраслях - от строительства жилища до мостов и автомобильных дорог.
Мировым именем успела обзавестись компания China Road and Bridge Corporation, оборот которой превышает 60 миллиардов долларов в год. Фирма занимается огромным масштабом работ, среди которых строительство мостов, дорог, портов, железных дорог, аэропортов, сложных развязок и зданий. Из интересных и примечательных объектов, многие из которых выполнены за пределами Китая - The Maputo Bridge and North Link Road Project в Мозамбике. Проект общей стоимостью почти 800 миллионов долларов состоит из моста длиной 680 метров и почти 187 километров дорог на подъездах к нему. На его строительство ушло 4 года, хотя, в Украине аналогичный по масштабам и стоимости проект вряд ли получилось бы реализовать быстрее, чем за 10 лет, потратив куда-меньше денег в год, но примерно столько же или дальше больше, если брать в расчет общий срок возведения.
Еще один интересный проект CRBC - это Cao Lanh Bridge во Вьетнаме. Его протяженность составляет около 2 километров, а из бюджета в более, чем 300 миллионов долларов, 160 миллионов австралийских долларов были выделены Вьетнаму в качестве помощи от Австралии.
Сильным игроком в своей нише выступает и China Harbour. По названию можно понять, что основным фокусом компании являются именно порты. Спектр работ, привычных для China Harbour, включает строительство терминалов, дноуглубление, возведение сухих доков и другие операции. Но это далеко не все, и компания также строит ж/д мосты, тоннели и даже вокзалы. Еще фирма занимается строительством дорог - например, это проект по сооружению четырехполосной дороги на подъезде к Коломбо, 1,4 километра которой, а также работы по защите береговой линии, обошлись суммарно в почти 69 миллионов долларов.
Отдельного внимания заслуживает самый длинный морской мост в мире Гонконг-Чжухай-Макао, строительство которого обошлось примерно в 11 миллиардов долларов и заняло около 9 лет. По сути, называть его мостом - это огромное преуменьшения. В реальности - это целая серия искусственных объектов, в том числе, подводных тоннелей, которые вместе соединяют города Гонконг, Чжухай и Макао. Из 55 км общей протяженности 38 км приходится на мосты. Основная часть этого невероятного объекта имеет длину 29,6 км. Она состоит из подводного тоннеля на 6,7 километров и главного моста длинной 22,9 километров, включая три секции вантовых мостов с пролётами от 280 до 460 метров. Строительство и введение в эксплуатацию этого комплекса позволило сократить время в пути между Гонконгом и Чжухаем с трех часов до 30 минут.
В целом, можно сказать, что китайские компании действительно являются мощным с точки зрения их умения реализовывать в том числе самые амбициозные и сложные проекты.
Хотя, даже тут не все однозначно. Конечно, в некоторых моментах украинская бюрократия довольно сильно отличается от подхода, который действует в Китае. Однако в задачи китайских компаний, очевидно, входило также предварительное изучение рынка страны и подготовка к выполнению проектов. И если этот этап был сделан некачественно, в результате чего китайцы столкнулись с неожиданными для себя, однако весьма прогнозируемыми законными процедурами в Украине, то это является именно проблемой подрядчиков. Более того, мы говорим о проектах за деньги МФО, так что процедуры также включат и требования банков-кредиторов. Так что многие из них являются стандартными не только для Украины, но и для других стран. Вот почему непонимание китайцев можно объяснить, однако оно точно не может служить оправданием. И если они все-таки взяли на себя обязательства по контрактам, то должны их выполнять без каких-либо оговорок и поблажек за рамками разумных.
Тем не менее, сам по себе пример Китая наглядно иллюстрирует, насколько быстро может развиваться инфраструктура при условии наличия достаточного финансирования, а также его прогнозируемости и стабильности. И что даже самые трудные и, казалось бы, невероятные проекты, все равно? можно сделать, если горизонт планирования выходит за тактические рамки и "латание ям" в стратегическую плоскость, когда начинаются миллиардные инициативы и их незамедлительная реализация.