Сегодня в Украине действуют законодательно оформленные стандарты относительно межремонтных сроков эксплуатации дорожного покрытия.
Они различаются в зависимости от типа покрытия, интенсивности движения, а также климатической зоны, в которой находится участок дороги. Потому идея заставить подрядчиков гарантировать качество полотна дороги на протяжении определенного периода ее эксплуатации – оправдана и разумна.
При этом важно понимать, что недостаточно лишь прописать новую цифру в законе или указать ее в контракте, ведь гарантировать качество полотна можно только тогда, когда подрядчик уверен в его правильном содержании.
Приведу пример, понятный каждому - наши с вами мобильные телефоны. Производитель обычно готов за свой счет устранить любые недостатки, возникшие в гарантийный период. Но только в том случае, если телефоном пользовались правильно. Упал с 5 этажа или постирался вместе с джинсами - это нарушение условий эксплуатации. Очевидно, что в этом случае ответственность за неисправность лежит на владельце устройства.
Аналогичный принцип можно перевести на дороги. Подрядчик будет готов поручиться за свою работу в том случае, если дорогам обеспечат правильные условия эксплуатации и содержания.
В Украине в среднем температура переходит ноль градусов около пятидесяти раз за сезон. Выпал снег. Если его вовремя не убрали, он растаял и прошел вглубь асфальтового покрытия. Снова заморозки, и вода расширилась, увеличив существующие трещинки. После пятидесяти манипуляций в течение 4-5 месяцев дорожное покрытие заметно ухудшилось.
Дальше по этой же дороге ездят грузовики с нагрузкой по 40-50 тонн на ось, что намного больше существующих нормативов. Они добивают полотно, и так пострадавшее от не вовремя убранного снега. Проходит год - максимум два, и посреди когда-то новой дороги зияют ямы.
Виноват ли подрядчик, построивший качественную дорогу из хороших материалов, и должен ли он заново ее переделать? Скорее нет, чем да.
Большая проблема заключается в правильном содержании, для которого у Украины часто не хватает средств и инструментов.
Однако в нашей стране есть удачные пилотные проекты по содержанию дорог, реализуемые в рамках контрактов OPRC. Видишь пост на Facebook с комплиментами качеству полотна - и почти уверен, что это трасса Киев-Чоп.
Согласно контрактам OPRC, подрядчик не только выполняет работы по реабилитации дороги, но и несет ответственность за ее дальнейшее содержание.
Секрет успеха максимально прост. Согласно контрактам OPRC, подрядчик не только выполняет работы по реабилитации дороги, но и несет ответственность за ее дальнейшее содержание в течение n-лет. Его оплата - фиксированные суммы, а главная цель - устранять дефекты максимально быстро.
Пока ямка - это лишь трещина, затраты на ее ремонт минимальны. Но если полотно пришло в негодность, то подрядчику не только будет дороже его чинить, а он еще и получит штраф. Таким образом, для него качественная дорога - это прибыль, а некачественная - потери.
Значит, во-первых, подрядчик будет максимально заинтересован в строительстве хорошего полотна, чтобы потом его поменьше ремонтировать. Также он будет быстро устранять существующие недостатки, желая поднять маржу от содержания.
При этом контракты OPRC предполагают:
- разделение рисков между заказчиком и подрядчиком;
- прогнозируемость расходов для заказчика;
- высокую необходимость внедрения и применения новых технологий подрядчиком (экономические стимулы);
- возможность отдать определенные процессы на аутсорсинг, сократив уровень затрат ресурсов;
- четкую систему проверки – раз в месяц, раз в неделю происходит выборочная проверка до 10% полотна. Также внеплановая проверка может иметь место при жалобах со стороны пользователей на некачественное содержание дороги;
- помимо регулярных физических проверок, также существует автоматизированная информационная система, доступ к которой есть, в том числе, у подрядчиков и инженера. В систему поступает и сохраняется информация о любых проблемах и дефектах полотна. И если такая проблема не была решена в отведенный срок, подрядчику начисляются штрафы.
- прозрачный механизм взаимодействий между подрядчиками и государственными органами.
Если сравнивать с качественным содержанием в рамках обычных практик, контракты OPRC дают экономию около 10% средств. Что потенциально может означать сэкономленные миллиарды гривен ежегодно.
Требовать у подрядчиков гарантию на выполнение ими работ – можно и нужно. При этом для успешного внедрения такой практики, Украине стоит фокусироваться, в том числе, на экономическом стимулировании компаний к качественному строительству и содержанию дорог, принятом во всем мире.