За последние пару десятилетий Китай пережил настоящий автомобильный бум. Сегодня Поднебесная удерживает позицию крупнейшего авторынка в мире. К концу 2020 года здесь было зарегистрировано 372 млн моторных транспортных средств. Есть города, в которых количество машин превышает 2 млн. Их насчитывается порядка 30, а пальма первенства принадлежит Пекину, где по дорогам передвигаются около 6 млн единиц транспорта.

Automotive-aftermarket_1_compressed

При таком количестве автомобилей возникает вопрос, как проверяется их техническая исправность и экологичность. До 1982 года китайские инженеры ограничивались достаточно поверхностным осмотром. Но уже в 1983 году в Поднебесной появилась первая испытательная лаборатория. Китай - страна, которая не привыкла стоять на месте, и наряду с ростом числа станций совершенствовались и сами процессы. Так, в 1986 году на местах начали устанавливать японское оборудование, которое эксплуатировалось на протяжении 10 лет. А уже в середине 90-х годов прошлого века лаборатории стали использовать технику местного производства.

Впрочем, развитие собственного производства не отменяло высоких требований к качеству испытаний, и уже в 1999 году Китай вводит европейские стандарты. При этом работа над собственной системой требований не прекращалась, и уже в 2004 году Поднебесная внедрила национальные стандарты.

Проблема загрязнения воздуха с учетом бурного развития промышленности и автомобильного рынка становилась все более актуальной. Различные исследования, которые проводились в Поднебесной, показывали, что на транспорт приходится от 12 до 36% оксидов азота, около 37-43% летучих органических веществ, 10,7% частиц PM10 и 16,8% частиц PM2.5 в Китае. Поэтому наряду с ужесточением требований к токсичности двигателей в 2008 году также ввели новые нормы проверки выхлопов при техосмотре. Вместе с этим проводилось изучение заявленных производителем показателей потребления топлива в сравнении с результатами испытаний на дорогах.

Правда, этого оказалось недостаточно, и в начале 2010-х годов в стране появилось новое слово "аэропокалипсис", которое обозначало проблему со смогом, и в 2019 году были приняты усовершенствованные стандарты проверки выхлопов при техосмотре. Инженеры начинают испытания с компьютерной диагностики. Блок управления, согласно требованиям, не должен выдавать ошибок. Отработанные газы дизельных двигателей проверяют на содержание оксидов азота (лимит - 1500 ppm). Следующий этап - контроль за испарением топлива во избежание прямого загрязнения углеводородами. Допустимый уровень выбросов, согласно документу, соответствует стандарту "Евро-4". Результаты испытаний загружаются на сервер и хранятся там на протяжении 10 лет.

В то же время велась работа и над техническими требованиями к транспортным средствам, которые нашли отражение в документе GB21861. Им стали руководствоваться все испытательные лаборатории, проводившие техосмотр. Эта норма также усиливает онлайн-контроль над транспортным средством. В единой базе данных находится информация о регистрации автомобиля, удостоверении водителя, прохождении техосмотра, нарушениях правил дорожного движения, ДТП и перевозке опасных грузов.

Согласно документу, автомобили в возрасте от 6 до 10 лет обязаны проходить техосмотр каждые два года, а машины старше 10 лет - каждый год. Тяжелые грузовики необходимо проверять ежегодно, уделяя им куда более пристальное внимание. Визуальный осмотр ранее включал 104 пункта, а после принятия новых норм сократился до 50, но все из них являются обязательными. При диагностике коммерческих и тяжелых грузовых транспортных средств инженеры тщательнее проверяют состояние средств безопасности - огнетушителей, тахографов, датчиков температуры двигателя.

Последним законодательным новшеством в сфере техосмотра стал документ GB38900-2020, основная цель которого - объединить испытательные лаборатории с узкой специализацией в одну. То есть на одной станции автомобили будут проверять и на соответствие нормам безопасности, и на допустимое количество выхлопов. Кроме того, грузовикам и другим коммерческим транспортным средствам не нужно будет искать отдельную станцию для себя.

Кроме того, обновлены и интервалы проведения обязательного техосмотра. Легковым автомобилям в возрасте до 6 лет не нужно проходить проверку. Машины, которым от 7 до 10 лет, нужно посещать станции раз в два года, после 10 лет - раз в год, а после 15 лет - раз в полгода.

На рынке работает более 13 тыс. испытательных лабораторий. А это значит, что на одну станцию приходится более 28 тыс. автомобилей. С учетом нехватки инфраструктуры китайский рынок технического контроля открыт для инвестиций. На нем активны не только местные, но и зарубежные игроки. Например, в 2019 году работу в Поднебесной начал немецкий гигант DEKRA.

В Украине мы наблюдаем обратную ситуацию: сейчас рынок перенасыщен, и существующие игроки борются за корпоративных клиентов. Однако, если будет принят соответствующий закон, и технический контроль распространится на частный транспорт, действующих лабораторий может оказаться недостаточно. Мы слышим опасения экспертов, которые говорят, что следует думать об этой проблеме уже сейчас. Но, с другой стороны, увеличение количества испытательных участков требует значительных инвестиций, которые вряд ли оправдаются при нынешнем объеме работы. Также не следует забывать, что любой закон предполагает переходный период, в течение которого можно начать обустройство и аккредитацию новых лабораторий.