Авиационный пассажиропоток в соседней Румынии увеличивается, а конкуренция между авиакомпаниями возрастает с каждым годом. Если раньше борьба велась на международных рейсах, в последнее время она смещается в сторону внутренних авиаперевозок. К тому же, главную скрипку в этом соперничестве все больше задают лоукостеры.
В прошлом году венгерская бюджетная компания Wizz Air стала лидером по пассажиропотоку в Румынии – 4,5 млн человек. Национальный перевозчик TAROM обслужил почти вдвое меньше – 2,4 млн пассажиров. Румынский лоукостер Blue Air обслужил более 2 млн пассажиров. Как видим, лоукостеры заняли прочную нишу на румынском рынке пассажирских авиаперевозок.
Сейчас бюджетные планируют укрепить свои позиции за счет внутренних рейсов. В январе о намерении обслуживать внутренние маршруты заявили сразу две крупные компании – Ryanair и Wizz Air. Первая планирует с ноября летать из Бухареста в Тимишоару, вторая – с июля в Клуж-Напоку. Таким образом, они присоединились к румынскому лоукостеру Blue Air, который с октября прошлого года выполняет полеты по маршруту Бухарест – Яссы.
Это немного рискованный шаг, учитывая печальный опыт румынской бюджетной компании Fly Romania. Напомним, что в мае 2014 года перевозчик открыл первый внутренний рейс Бухарест – Тимишоара. Впоследствии Fly Romania запустила еще один внутренний рейс: Бухарест – Тулча. Спустя четыре месяца авиакомпания объявила о банкротстве.
Основной причиной провала Fly Romania называли запоздалую и неэффективную рекламу, а также проигрыш в ценовой борьбе с флагманской компанией TAROM. На этот раз лоукостеры, похоже, извлекли урок из данной истории. Все три компании – Blue Air, Wizz Air и Ryanair – как минимум за полгода анонсируют открытие внутренних рейсов.
А вот с ценами не все так просто. Начальное предложение не сильно отличается от цен на рейсы национального авиаперевозчика TAROM. Blue Air предлагает билеты по маршруту Бухарест –Яссы начиная от 17-28 евро (в зависимости от дня), Wizz Air на маршруте Бухарест – Клуж-Напока – от 9 евро, Ryanair на маршруте Бухарест – Тимишоара – от 20 евро. TAROM предлагает следующие цены: Бухарест –Яссы – от 11 евро, Бухарест – Клуж-Напока и Бухарест – Тимишоара – от 16 евро. Хотя в целом, билеты на рейсы лоукостеров все же дешевле, чем у TAROM. К тому же, бюджетные авиакомпании выигрывают на международных рейсах, а их маршрутная сеть гораздо больше, чем у флагманского перевозчика.
В целом, Wizz Air и Ryanair имеют серьезные виды на Румынию. Если Wizz Air уже достигла лидерства, и в дальнейшем планирует только укреплять свои позиции, то Ryanair намерена активно наращивать свое присутствие. Сейчас ирландская авиакомпания летает только из двух воздушных гаваней – Бухареста и Тимишоары, но в скором времени ситуация изменится. В течение ближайших пяти лет Ryanair планирует перевозить в/из Румынии 10 млн пассажиров (в 2014 году – 0,2 млн), а количество направлений и баз увеличиться. "Я ожидаю, что через пять лет у нас будет 4-5 баз и мы будем летать в/из 10-12 аэропортов страны", –заявил глава Ryanair Майкл О'Лири.
В данном контексте вспоминается история двухлетней давности. Глава Европола Роб Уэйнрай сообщил о том, что румынские грабители активно используют бюджетные рейсы для своих злодеяний в странах Западной Европы. Похоже, в ближайшее время они получат такую возможность и у себя дома.