В РФ озвучено намерение провести дноуглубление Новороссийского МТП и увеличить его перевалочные мощности. Зачем это нужно? В настоящий момент терминалы для сухих грузов в Новороссийске уступают по максимальной проходной глубине ряду украинских портов (в частности Южному и некоторым терминалам в Ильичевске). Учитывая тренд на увеличение судовых партий навалочных грузов (руды, угля, зерновых), большая глубина является конкурентным преимуществом для порта. Отчасти поэтому российский транзит идет в Украинские порты. В 2014г объем российского транзита через порты Украины составил 14 млн.т, из них более половины – руда и уголь, тяготеющие к глубоководным терминалам.
Другая причина того, что российские грузы переваливаются в украинских портах – высокая загрузка российских портовых мощностей в Южном регионе. Как видно из графика, загрузка доходит до 90%. Очевидно, что мощности работают практически на пределе и не смогут переработать дополнительный грузопоток.
Использовать порты оккупированного Крыма российским грузоотправителям не удастся из-за международных санкций. Таким образом, развивая Новороссийск, Россия может частично решить задачу по переориентации российских грузов в российские порты, которая была озвучена в национальной программе развития портов РФ до 2030г. Насколько реальна программа модернизации НМТП в текущих реалиях для российской экономики, покажет время, а нам при планировании развития украинских портов, необходимо учитывать эти тенденции и найти, что предложить российским грузовладельцам, чтобы удержать их грузы в украинских портах.