Сегодня в Украине внедряется 8 инвестиционных проектов, которые поддерживаются Международным Банком Реконструкции и Развития (МБРР), общей стоимостью 2,3 млрд грн в разных сферах - начиная от инфраструктуры, заканчивая энергетикой и социальными проектами. Самый крупный, объемом финансирования в 450 млн долл., касается улучшения автомобильных дорог и безопасности движения.
В каждом проекте и у банка и у заемщика есть разные роли при внедрении проектов. Как правило, роль банка в сфере закупок ограничивается конкретными действиями, например, мы оцениваем систему госзакупок заемщика, его способность внедрять проекты, оказываем помощь на этапе подготовки, реализации и завершения проектов, предоставляем возможности для обучения и тем самым способствуем усилению институциональной способности заинтересованных сторон, предоставляем аналитическую поддержку, помогаем развивать национальные системы публичных закупок и др. Кроме того банк контролирует внедрение проектов и следит за тем, чтобы средства, которые страна получает в виде кредитных или грантовых средств, использовались по назначению и целям согласно подписанным соглашениям между Украиной и МБРР.
Оценку национальной системы закупок мы проводили в 2017 году и сравнивали систему Прозоро на соответствие требованиям многосторонних банков развития к подобным системам, а также на предмет того, может ли система применяться для закупок в проектах, которые финансируются банком. Это была первая оценка оценка и на тот момент было принято решение что система удовлетворительна для небольших закупок в понимании МБРР.
У банка есть собственные стандартизированные правила и процедуры закупок, которые применяются во всех проектах финансируемых нашей международной организацией во всех странах мира. Украина обратилась к Мировому банку с запросом провести оценку на приемлемость системы Прозоро для проведения международных конкурсных торгов (МКТ). Учитывая прогресс национальной системы закупок с 2017 года, банк согласился провести такую оценку. К сожалению, период ее проведения остается под вопросом в связи с карантинными ограничениями,
Если бы Мировой банк признал систему Прозоро удовлетворительной для проведения международных конкурсных торгов, для Украины это был бы огромный имиджевый шаг.
Роль банка и заемщика при внедрении проектов
Роль банка в проектах:
Оценка закупочной способности организации, которая реализует проект. Мы оцениваем имплементатора конкретного проекта, риски закупок и предлагаем меры снижения рисков.
Мировой банк помогает заемщику в планировании закупок.
Мы также обмениваемся опытом, обеспечиваем обучением всех заинтересованных в этом процессе со стороны заемщика.
Мониторинг соблюдения положений Соглашения о займе. Мониторинг осуществляется в том числе путем предварительного или постфактум анализа конкретных закупок. Банк может предварительно пересматривать и согласовывать конкретные этапы процесса закупок или делать такие проверки постфактум в зависимости от присвоенного проекту уровня риска. В зависимости от присвоенного проекту уровня риска и страны внедрения порог пересмотра может меняться. Порог пересмотра также влияет на определение наиболее подходящего метода закупки, который будет использоваться - международные торги, национальные или другой приемлемый для банка метод. Стоит отметить, что независимо от предварительного или пост фактум рассмотрения этапов закупок банком, ответственность за реализацию закупок и выполнение контракта несет заемщик.
Расследования заявлений про случаи коррупции и мошенничества. Банк также может применять санкции, если в результате расследования таких фактов будет подтверждено, что были нарушены установленные принципы и правила закупок.
Роль заемщика в проектах:
Заемщик готовит планы закупок, согласовывает их с Мировым банком.
Готовит объявления про будущие тендеры,оформляет тендерную документацию по стандартам Мирового банка, получает и оценивает тендерные заявки и предложения, заключает контракты, следит за выполнением контрактов, оплачивает услуги подрядчика, консультанта или поставщика, осуществляет мониторинг соблюдения Соглашения о займе и соблюдение планов закупок, организовывает аудит деятельности по проекту и прочее.
Требования к участникам закупок
У нас есть две параллельные реальности касающиеся закупок, в которых сейчас живут проекты финансируемые Банком. Первая - режим применяемый к проектам, которые были утверждены банком до 1 июля 2016 года, вторая - для проектов, утвержденных после этой даты. В Украине все текущие проекты внедряются по “старым” правилам закупок, но много аспектов из новых правил постепенно внедряются и в старые инвестпроекты.
С 2016 года во всем мире внедряются проекты по новым правилам закупок. Квалификационные требования, которые прописываются в документации, более менее стандартизированы, но каждый конкретный случай когда и как они устанавливаются - уникальный.
Независимо от применяемого режима закупок действуют определенные квалификационные требования для участников торгов, например:
- наличие опыта выполнения подобных проектов в прошлом. Участник торгов должен показать, что у него уже был опыт выполнения подобных по своей сути и сложности контрактов (по сумме, видам работ/товаров, периодам реализации и тд.).
- период существования компании на рынке. Как правило, это 5-10 лет..
Если участник не соответствует требованиям, то по нашим правила разрешается объединение нескольких участников в совместное предприятие, консорциум и т.д. При этом всегда должен быть определен лидер этого объединения и он должен нести наибольший груз ответственности соответствия квалификационным требованиям. То есть, если все квалификационные требования можно оценить как 100%, то обычно лидер должен соответствовать не менее 50% этих требований.
- требования к кешфлоу. Мы хотим удостоверится, что участник торгов имеет достаточно ресурсов или необходимый доступ к таковым для реализации контракта и сможет мобилизовать эти ресурсы для скорейшего старта выполнения контракта.
- размер среднего оборота средств за год участника торгов.
Ограничения банка
Политика закупок МБРР находится в постоянной эволюции и мы как организация стараемся шагать в ногу со временем развивая наши правила и процедуры.
Как правило, банк не устанавливает ограничений для участия в закупках финансируемых организацией, кроме некоторых случаев:
- Участие могут принимать все предприятия со всех стран и исключение составляют только компании или личности, которые занесены в черный список нашей организации. Этот список есть в открытом доступе. Компании попадают туда на определенный период времени за нарушение принципов и правил торгов. Из Украины в этом списке на сегодня есть некоторые компании и индивидуалы, но ни один из них не касается дорожной сферы.
- Компании, которые подпадают под санкции в результате решения Совета Безопасности ООН. Если какая-то компания или страна попадает в этот список, автоматически это ограничение распространяется на участие в закупках, которые финансируется Мировым банком.
- Третье исключение - госкомпании, которые не соответствуют критериям участия. Тут мы можем быть гибкими в наших подходах и есть определенные случаи когда госкомпании могут быть участниками торгов.
- Четвертое - наличие конфликта интересов между участником торгов/отбора и заказчиком.
Читайте также 10 вопросов о новых правилах дорожных закупок "Укравтодора"