О статусе Керченского пролива

Правовой статус Азовского моря и Керченского пролива урегулирован Договором между Украиной и Россией о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, который был подписан в Керчи 24 декабря 2003 года (далее - "Договор"). Согласно Договору, Азовское море и Керченский пролив являются внутренними водами Украины и России. Договор вступил в силу после его ратификации обеими странами и начал действовать с 23 апреля 2004 года.

Согласно ст. 2 Договора, торговые суда и военные корабли, а также другие государственные суда под флагом Украины или Российской Федерации, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пользуются в Азовском море и Керченском проливе свободой судоходства

Таким образом, как торговые, так и военные суда под флагами России и Украины имеют право беспрепятственного прохода через Керченский пролив без необходимости прохождения каких-либо разрешительных процедур.   

Делимитация Азовского моря 

Согласно ст. 15 Конвенции, если берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, ни то, ни другое государство не имеет права, если только между ними не заключено соглашение об ином, распространять свое территориальное море за срединную линию, проведенную таким образом, что каждая ее точка является равноотстоящей от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря каждого из этих двух государств. Однако вышеуказанное положение не применяется, если в силу исторически сложившихся правовых оснований или иных особых обстоятельств необходимо разграничить территориальные моря двух государств иным образом, чем это указано в настоящем положении. В этой связи российская сторона в ходе переговоров по делимитации Керченского пролива отмечала, что Керченский пролив является мелководным, и имеет лишь два судоходных пути: Керчь-Еникальский канал (находится на балансе Керченского порта и пригоден для прохода судов с осадкой до 8 метров) и фарватер №50 (пригоден для прохода судов с осадкой до 3 метров и находился под управлением и контролем российской стороны). Сам факт нахождения КЕК на балансе Керченского морского порта, по мнению российской стороны, не должен был давать никаких преимуществ украинской стороне, и по этой причине проведение делимитации Керченского пролива по срединным линиям, как предписано ст. 15 Конвенции UNCLOS-82, является неприемлемым, а сама делимитация должна быть осуществлена иным способом, т.к. Конвенция это прямо допускает.

Квалификация инцидента Украиной

Украина обвиняет РФ в нарушении целого ряда норм международного законодательства:

  • Часть 3 Статьи 2 Конвенции ООН по морскому праву 1982 (UNCLOS-82) - Суверенитет над территориальным морем осуществляется с соблюдением настоящей Конвенции и других норм международного права;
  • Статья 17 Конвенции (Право мирного прохода);
  • Статья 38 Конвенции (Право транзитного прохода);
  • Часть 2 Статьи 56 Конвенции - Прибрежное государство при осуществлении своих прав и выполнении своих обязанностей по настоящей Конвенции в исключительной экономической зоне должным образом учитывает права и обязанности других государств и действует в порядке, совместимом с положениями настоящей Конвенции;
  • Статьи 1, 2 Устава ОНН;
  • Статья 2 Договора.

Квалификация инцидента со стороны РФ

РФ обвиняет Украину в нарушении статей 19, 21 Конвенции (нарушение порядка и правил мирного прохода). В отношении украинских моряков возбуждено уголовное дело по ст. 300 и 322 Уголовного кодекса РФ — "незаконное пересечение государственной границы".

После аннексии Россией АР Крым в марте 2014 года Россия считает Керченский пролив своим внутренним проливом, который проходит исключительно через территорию РФ (оккупированный Крым и Краснодарский край). Именно с этой точки зрения РФ применяет нормы международного и национального законодательства в отношении правил/порядка прохода через Керченский пролив, установив разрешительный порядок прохода, который якобы нарушили украинские моряки 25.11.2018 г. При этом Договор 2003 года так и не был денонсирован и продолжает свое действие для обеих стран.   

Потенциальные риски для черноморских портов и возможные действия Украины

За последнее время ВМФ и Пограничная служба РФ неоднократно предпринимали действия, направленные на препятствование торговому судоходству в украинские порты Азовского моря (Мариуполь, Бердянск), путем задержания торговых судов для проведения досмотра. Нынешняя конфликтная ситуация может послужить поводом для РФ для расторжения (денонсации) Договора 2003 года, после чего Россия сможет заявить о своих суверенных правах на Керченский пролив и фактически заблокировать украинские порты Мариуполь и Бердянск, а также заявить о наличии территориального спора с Украиной. По нашему мнению, наличие действующего международного соглашения с Россией, регулирующего статус Азовского моря и Керченского пролива как раз выгодно Украине в нынешних условиях и его денонсация только усугубит ситуацию.

Российские СМИ со ссылкой на официальные источники в правительстве и силовых ведомствах квалифицируют инцидент 25.11.2018 года как провокацию со стороны украинских властей, направленную на дестабилизацию ситуации в Азовском море и в Северной части Черного моря, а также для дискредитации РФ в глазах мирового сообщества. Под предлогом защиты границ, предотвращения провокаций и стабилизации ситуации регионе РФ может усилить патрулирование территориального моря в пределах 12 морских миль от исходной линии (с учетом территории аннексированного Крыма), организовать проведение военно-морских учений и т.д., что впоследствии может привести к созданию искусственных препятствий для торговой навигации в порты "Большой Одессы".

Нынешняя конфликтная ситуация, а также возможная блокада черноморских портов является нарушением Конвенции UNCLOS-82, Устава ООН и Договора 2003 года, поэтому существуют правовые основания для уведомления о таких действиях Международную морскую организацию (в составе ООН), Совет безопасности ООН с последующим обжалованием в Международном Суде ООН (ст. 36 Статута Международного Суда ООН).

Поскольку такие действия РФ нарушают международные соглашения в сфере судоходства и угрожают безопасности морского сообщения в регионе, есть основания для обращения с жалобой в Международную морскую организацию (IMO) с целью предоставления правовой оценки подобных действий.

В этой связи заметим, что с 3 по 7 декабря 2018 года в штаб-квартире IMO в Лондоне будет проходить заседание Комитета по морской безопасности на море, на котором планируется участие украинской делегации. С учетом актуальности конфликта и негативных последствий для судоходства в Черноморском и Азовском морях, украинская делегация может инициировать обсуждение ситуации на заседании Комитета IMO. Соответствующее обращение может быть подано через Посольство Украины в Лондоне, которое обеспечивает постоянное представительство Украины в IMO. Кроме того, иностранным судовладельцам, чьи суда систематически досматриваются Пограничной службой ФСБ России, целесообразно извещать об этом свои морские администрации и страховые клубы для того, чтобы квалифицировать надуманные проверки (досмотры) судов Российской Федерацией как злоупотребление своими правами, предоставленными Договором 2003 года со всеми вытекающими последствиями.

Артем Волков, адвокат ЮФ "АНК"

Сергей Неделько, адвокат ЮФ "АНК"