Одной из ключевых характеристик человеческой памяти является ее объем, определяемый емкостью сохраняемой информации, которая с течением времени во многом обновляется за счет добавления новых и удаления старых данных.
Неудивительно, что даже недавние резонансные события нами забываются, уступая место новым. Зная об этой особенности, наша власть на всех уровнях рассчитывает на то, что общественность забудет о данных ею обещаниях, взятых обязательствах и утвержденных программах.
Например, о Государственной целевой программе развития аэропортов на период с 2016 по 2023 год, первые результаты выполнения которой должны были быть представлены до 1 марта 2017 года. Коротко напомню, что согласно Госпрограмме для обеспечения строительства, реконструкции и модернизации украинских аэропортов до 2023 года запланировано финансирование в объеме 8,6 млрд гривен, из которых 5 млрд - это бюджетное финансирование и привлеченные под государственные гарантии средства.
Примечательно, что на 2016 год общее финансирование должно было составить 4,45 млрд гривен – половину от общего объема до 2023 года. Согласно программе, прошлый год во многом должен был стать прорывным в плане улучшения инфраструктуры аэропортов. Поскольку государственным заказчиком и руководителем программы является Минифраструктуры, информация профильного ведомства была бы очень важной для понимания того, что удалось сделать за истекший период. Или не сделать.
Пока официальных данных МИУ нет, поделюсь своим субъективным взглядом на эту проблему. Напомню, что среди основных шагов программы значится, в частности, создание и развитие единой государственной сети аэродромов в результате их объединения и передачи аэродромов государственной и коммунальной формы собственности в сферу управления МИУ с последующим закреплением аэродромов и аэродромных объектов за назначенным министерством профильным предприятием. Такое предприятие должно стать государственным оператором аэродромной инфраструктуры и обеспечить эксплуатацию и развитие аэродромов за счет аэропортовых сборов и привлеченного финансирования.
Что-то ничего не слышно о каком-либо прогрессе в этом процессе. Как и окутано молчанием выделение хоть каких-либо средств из государственного бюджета и привлечении инвестиций в аэродромное хозяйство в 2016 году.
Все это приближает национальную аэродромную инфраструктуру к опасной черте. Согласно докладу Всемирного экономического форума, Украина занимает 103 место по развитию и состоянию аэродромных объектов в перечне из 138 стран. Это между Кабо-Верде и Бутаном. Чтобы лучше понять глубину нашего падения, надо знать, что Руанда, например, занимает 56 место, а любимец народных шуток Гондурас стоит на 83-м.
Меж тем, если бы Государственная программа выполнялась, то только Одесса получила бы 1,1 млрд гривен на проектирование и реконструкцию аэродромного комплекса, что является жизненно важным вопросом для безопасного функционирования местного аэродрома. Впрочем, если посмотреть на цифры расходов, заложенные в документ, то можно многому удивиться. Так на Ужгород со всех источников финансирования заложено всего 19,3 млн, из которых только 1,68 млн – государственные и привлеченные средства. Зато на Черкассы планируется потратить 203,5 млн, из которых 187 – за счет государства.
Любопытно послушать составителей программы, как определялись приоритеты и рассчитывался объем финансирования. Но самый главный вопрос, зачем правительству утверждать Госпрограмму, которую оно же само, похоже, не собирается выполнять.
А пока этот вопрос остается открытым, качество взлетно-посадочных полос в Украине грозит сравняться с состоянием автомобильных дорог, что подвергает опасности жизни тысячи пассажиров.