41532aa6-dc56-4f5c-9138-549d3c4c7bbd-original

За последние 20 лет на рынке авиаперевозок борьба за пассажира привела к некому "стиранию" разницы между "классическими" и так называемыми лоукост-авиакомпаниями. Авиация становится гибридной: классические перевозчики отказываются от подхода "все включено", позволяя экономить на услугах, а лоукостеры повышают уровень обслуживания, предлагая дополнительные сервисы - приоритетную посадку, бизнес-класс на борту и полеты в центральные аэропорты вместо бывших военных баз. В результате, авиапассажиры получают более широкий выбор услуг и поставщиков, а рынок - стимулы роста.

В связи с этим аэропорты также меняют бизнес-подходы, поскольку являются площадками, отражающими процессы на авиатранспортном рынке.

К примеру, исторически лоукостеры выбирали для себя второстепенные аэропорты. Это позволяло им экономить как на аэропортовых сборах, так и на сервисе (например, пешая посадка в самолет без использования перронных автобусов и/или аэромостов). Это, в целом, не очень удобно для пассажира, купившего билет за условные 10 евро. При этом, еще 20-30 он должен отдать за трансфер до пункта назначения. Такими неудобными для пассажира аэропортами считаются Эйндховен-Амстердам (120 км до города), Бове-Париж (около 85 км), Мемминген-Мюнхен (110 км), Франкфурт-Хан (120 км) и т.д. С крупными туристическими и бизнес-центрами эти отдаленные аэропорты связывают разве что названия, поэтому не удивительно, что стоимость трансфера превышает цену билета. 

В своих стратегиях развития многие лоукостеры начали делать ставку на "переезд" в крупные аэропорты. Это привело к очередному "разрыву шаблонов" - наращивая маршрутную сеть, лоукостеры стали перебираться из региональных гаваней в центральные. В 2017 году самый известный лоукостер Европы Ryanair начал обслуживать рейсы во втором терминале центрального немецкого аэропорта Франкфурт, в то время как ранее летал исключительно в Хан. Бюджетные авиакомпании генерируют мощный pax-flow, хотя доходность из расчета на одного пассажира у них ниже.  Поэтому аэропорты вынужденно "вливаются" в "гибридизацию" рынка, обеспечивая одновременно инфраструктуру как для бюджетных перевозчиков, так и для классических авиаперевозчиков и базовых авиакомпаний в хабовых аэропортах, зачастую разнося их по разным терминальным комплексам.

Больше не под одной крышей

Вышеуказанные рыночные тенденции дали нам сигнал о том, что принцип работы "one roof" (под одной крышей), который оправдывал себя в течение последних 5 лет, больше не актуален. В середине 2018 года, в связи с ростом пассажиропотока и невозможностью обслуживать другие авиакомпании в утренние и вечерние часы пика разлетов МАУ, мы приняли решение восстановить работу терминал F.

Открытие терминала F в марте 2019 года позволило нам не только учесть интересы новых перевозчиков, но также обустроить вторую "базу" - для оперирования и развития авиакомпании Sky Up.

Таким образом, с недавнего времени в аэропорту "Борисполь" базируется два украинских перевозчика - авиакомпании МАУ и SkyUp Airlines. Поговорим о них, а также о том, чем отличается авиационный продукт и специфика операционного обслуживания данных авиакомпаний, детальнее.

МАУ - классическая авиакомпания с флотом из 42 самолетов, обслуживающая порядка 70% рейсов аэропорта. Обслуживается на базе самого большого и высокотехнологичного терминала D и является для него базовой. Аэропорт "Борисполь" с авиакомпанией МАУ создают совместный авиационный продукт - хабовую услугу. То есть, удобную и дешевую стыковку в нашем аэропорту для пассажиров из внешних рынков.

mau_fleet

Кроме этого, МАУ осуществляют перелеты point-to-point, а также выполняет чартерную программу. Сами представители МАУ относят свою бизнес-модель к гибридной, поскольку предлагают на постоянной основе лоукост-тарифы, а также багаж и питание на борту за отдельную плату.

При обслуживании авиакомпании МАУ в аэропорту "Борисполь" возникли две "волны" - пики нагрузок на инфраструктуру терминала D. Это то время, когда самолеты МАУ слетаются из других аэропортов и пересаживают пассажиров, которые должны лететь дальше (трансферных пассажиров). По этой причине обслуживание авиакомпании может производиться исключительно в одном терминале, а также исключительно в удобное время для пересадки (время пересадки составляет в среднем 40 минут, иначе она перестает быть удобной для пассажиров). Во время утреннего и вечернего разлета МАУ другие авиакомпании, оперирующие в терминале D, не обслуживаются, так как нет технической возможности подтвердить им слот.

Наличие базовой авиакомпании, работающей по хабовой модели, имеет большое значение для "Борисполя". С МАУ аэропорт играет "в долгую", понимая и оценивая ресурсы авиакомпании: самолёты, персонал, маршрутную сетку, бренд, систему продаж. Синхронизация планов развития обеспечивает уверенность в том, что будет расширяться маршрутная сеть и расти пассажиропоток. Это дает аэропорту стабильный доход и возможность планировать свое инфраструктурное развитие.

SkyUp - так называемый молодой украинский лоукостер, авиакомпания с флотом из 7 бортов. Ранее авиакомпания обслуживалась в аэропорту "Киев", однако смена аэропорта базирования стала следующим этапом в ее развитии. В ближайших планах, согласно мнения ее представителей, - увеличение флота, количества новых направлений и частот.

62519051_621773654992894_2147028132358520832_o

По сути, авиакомпания также работает в гибридной модели, объединяя чартерные и регулярные рейсы по лоукост-модели, в том числе внутри страны.

Авиакомпания начала свою деятельность именно как чартерный перевозчик. По всей вероятности, это стратегический этап развития "старшего брата" - огромного туристического оператора Join Up, фрахтовавшего ранее воздушные суда других авиакомпаний для осуществления чартерных перевозок. По утверждению представителей самой авиакомпании, она планирует сохранять чартерную нишу, поскольку есть большой спрос со стороны туристического рынка.

Но в соответствии со стратегией компании, доля лоукост-рейсов в полном объеме перевозок будет превышать 50%. Сконцентрироваться планируют на рейсах в страны Средиземноморья (от Португалии до Грузии и Армении; из Киева уже открыты продажи на рейсы в Португалию, Испанию, Италию, Грузию, Кипр, Ереван и на сезонные регулярные рейсы в Болгарию).

Авиакомпания базируется в терминале F аэропорта “Борисполь”, где есть офис SkyUp Airlines. Кроме того, авиакомпания активно участвует в формировании услуг в терминале.

Авиакомпания SkyUp, с точки зрения операционной деятельности, проще в обслуживании, нежели хабовый перевозчик МАУ, но также нуждается в отдельной инфраструктурной площадке, учитывая наличие как чартерного пассажира, так и пассажира регулярных рейсов.

В тренде. Вместо заключения

Таким образом, две тяжело совместимые в одном терминале технологии обслуживания, нам удалось комфортно развести по разным терминалам.

Справедливости ради стоит отметить, что на подготовку такой бизнес-модели у нас ушло около года, а в помощь пришлась не только ранее построенная избыточная инфраструктура, но и своевременный переход к нам авиакомпании SkyUp. Во-первых, нам не пришлось "строить" или даже предусматривать в стратегии отдельный терминал для лоукостеров, как, скажем, аэропорту Франкфурта. Во-вторых, загрузить терминал F достаточным количеством рейсов для его безубыточной эксплуатации мы смогли благодаря синергии рейсов авиакомпаний Ryanair и SkyUp. Вопреки расхожему мнению, среднее суточное количество рейсов авиакомпании Ryanair еще не достигло необходимых 15, в то время как SkyUp данное количество рейсов обеспечивает и показывает прекрасную динамику.