На работе речной отрасли отрицательно сказался общеэкономический спад в стране. В результате, в 2017 году, согласно официальным данным, по украинским рекам прошло всего 3,64 млн тонн грузов. И это при том, что на нашей территории протекают три крупные судоходные реки, две из которых входят в пятерку наибольших в Европе - Днепр и Дунай.
Представителей украинской речной отрасли такое положение дел не устраивает. Они возлагают большие надежды на ее возрождение и дальнейшее развитие. Достичь этого вполне реально, и это показывает пример Европы. Речные грузоперевозки здесь занимают важное место в национальных транспортных системах.
Наглядный пример - Франция. По размерам территории она ненамного отличается от Украины. Тем не менее, на здешних реках наблюдается транспортный бум. К примеру, лишь по Сене в течение одного часа проходит столько же судов, сколько по Днепру - почти за неделю.
Французы постоянно сталкиваются с многочисленными проблемами, которые создает природа. Та же Сена регулярно выходит из берегов. Наводнение, например, наблюдалось в 2010 году, тогда уровень воды поднялся до 3,92 м. А в 2016 году и вовсе был установлен своеобразный рекорд - вода поднялась до 6,1 м. Тем не менее, отрасль выдержала эти испытания. Согласно данным Eurostat, в прошлом году по рекам Франции транспортировали 63,2 млн тонн грузов.
По Сене в течение одного часа проходит столько же судов, сколько по Днепру - почти за неделю.
Куда более высоких показателей добиваются в Нидерландах. И это при том, что на европейской карте страну не сразу и заметишь из-за ее небольших размеров. По данным Statistics Netherlands, в 2017 году по местным рекам доставили 368 млн тонн грузов! Чтобы справиться с таким объемом работы, нашим речным перевозчикам в условиях нынешней ситуации понадобилось бы 100 лет!
Особого внимания заслуживает Германия. Страна славится своими автобанами и современным железнодорожным сообщением. Тем не менее, здесь уделяют большое внимание и развитию речной отрасли. Протяженность внутренних водных путей здесь превышает 7,6 тыс. км, что почти в 5 раз превосходит соответствующий украинский показатель. В минувшем году, по данным Eurostat, немецкими реками и каналами прошло более 222,7 млн тонн грузов.
С аномальными природными явлениями немцы сталкиваются так же, как и французы. И так же ищут пути решения этих сложных проблем. В этом году из-за невиданной жары обмелели реки Рейн и Эльба. Но навигация продолжается. Суда загружаются лишь наполовину, чтобы они не сели на мель.
Высокие результаты европейских стран - это повод посмотреть на ситуацию, которая сложилась с грузоперевозками на украинских реках и понять, что мы имеем действительно мощный потенциал, который нужно наконец реализовать.