Соглашение Украины об ассоциации с ЕС, включая зону свободной торговли, делает порты Украины важной частью широкой европейской транспортной сети, поэтому членство АМПУ в ESPO является логическим следствием прочных отношений Украины с ЕС.

Почему интеграция с Европой так необходима украинским портам? Во-первых, это обмен знаниями и доступ к передовым европейским практикам развития портов. ESPO существует с 1993 года и за это время ее членами стали портовые администрации и национальные портовые ассоциации 24 европейских стран. ESPO также открыта для стран-соседей ЕС - они могут участвовать в качестве членов-наблюдателей. Такой статус получен Израилем и Исландией, теперь и Украиной тоже. Отныне специалисты нашей портовой отрасли получают возможность участвовать в работе комитетов ассоциации. Их всего девять, в том числе комитет по управлению портами, финансированию отрасли, развитию инфраструктуры, взаимодействию с городами и другие.

Во-вторых - это продвижение украинских терминалов на международной арене. Сегодня, кроме портов Одесса, Черноморск и Южный, даже специалисты знают мало, не говоря уже о потенциале и планах развития украинской портовой отрасли. А ведь именно международный авторитет порта и его конкурентоспособность являются важными фактором при разработке транспортных маршрутов и логистических цепочек международных корпораций. Важны также и партнерские связи портов в двухстороннем формате, поскольку они могут быть конвертированы в коммерческие. Между членами ESPO и украинскими портами уже есть отличные рабочие отношения. В частности, между портами Николаев и Ольвия и портом North Sea Port (Нидерланды и Бельгия), которые участвуют в логистической цепочке экспорта украинской сельскохозяйственной продукции. Присоединение к ESPO поможет усилить и расширить эти контакты.

В-третьих, мы получили еще одну возможность перенимать стандарты европейских портов. Например, в Европе под эгидой ESPO создана сеть EcoPorts. Она объединяет порты, которые системно работают над уменьшением негативного влияния на окружающую среду. Речь идет, например, о переводе судов портофлота на более экологичные виды топлива, в том чиcле LNG. Кроме того, для Украины открывается возможность участвовать в создании Европейского единого окна (Single Window), формат которого все еще находится в разработке. 

И, наконец, в-четвертых - это возможность быть активным субъектом формирования европейской политики в отношении портов. ESPO занимается разработкой регуляторных документов на уровне Европейского Союза (ЕС) для улучшения работы и повышения качества услуг портовой отрасли. Многие отраслевые документы проходили через механизм консультаций ESPO, а именно регламент об услугах в портах 2017 года, концепции развития транспортных коридоров TEN-T, директива о концессиях 2014 года, грантовые программы Connecting Europe Facility (CEF) и другие.

И еще немного о том, что важного происходило на конференции ESPO, где председатель ESPO Имон О'Рейли представил трехстам ее участникам нового члена организации - АМПУ. В этом году тема конференции звучала как "Инвестиции в развитие портов будущего". Среди наиболее актуальных вопросов, волнующих сегодня портовиков ЕС, как это странно для нас в Украине не звучит, оказалось: осложнения торговых отношений ЕС и США, последствия Brexit (в особенности для таких портов как Кале, Зебрюгге, Роттердам), активизация китайских инвестиций в портовые активы на юге Европы, реализации Парижской декларации по вопросам уменьшения выбросов CO2 и, конечно, вопросы диверсификации источников финансирования развития портовой инфраструктуры. Также важнейшими фокусами для европейских портовиков являются цифровизация портовых операций и морских перевозок, а также переход на альтернативные виды топлива.

Интересно отметить, что структура управления отраслью портов, подобная АМПУ, применяется в Испании (Puertos del Estado), Румынии (порт Констанца), Болгарии (Bulgarian Ports Infrastructure Company) и Италии (отдельные портовые администрации). При этом часто одна администрация управляет несколькими портами по региональному принципу.

Итогом встреч стала договоренность об участии АМПУ и морских портов в генеральных ассамблеях ESPO и рабочих комитетах организации. А порт Констанца предложил активизировать двух- и многосторонний диалог среди портов Черноморского бассейна.