Всякий раз, когда речь заходит о речной отрасли Украины, эксперты говорят о многих причинах, которые сдерживают ее развитие. Акцентируют внимание на отсутствии должного законодательного обеспечения, надлежащего финансирования, на наличии устаревшей инфраструктуры, острой нехватке современного флота. При этом часто забывают еще об одной не менее важной проблеме - проведении дноуглубительных работ, которые позволяют рекам поддерживать статус судоходных.

1068

Так получилось, что долгое время вопросами дноуглубления в Украине надлежащим образом никто не занимался. В результате протяженность судоходных рек заметно уменьшилась. Если в 1991 году, согласно данным Госстата, она достигала порядка 3916 километров, то к концу 2017 года этот показатель составил лишь 2129 километров. Разница, как говорится, налицо. 

Безусловно, существенно нарастить речные перевозки в таких условиях - задача непосильная. Сначала для этого необходимо провести серьезные дноуглубительные работы. Причем важно помнить, что это не разовая акция, а постоянный процесс. Лишь в этом случае судоходство будет стабильным, и Украина сможет создать комфортные условия для работы внутренних перевозчиков. И одновременно - стать полноправным участником европейского водного коридора, обеспечить мультимодальные перевозки, привлечь на свои реки иностранных инвесторов. 

Международный опыт подтверждает необходимость и перспективность этого направления. К примеру, в Китае сейчас реализуется масштабный проект по углублению реки Янцзы. Эти работы планируется проводить в течение четырех лет. За это время предполагается углубить до шести метров участок водной артерии, протяженность которого составит 386,5 км. В результате крупнотоннажные судна смогут круглогодично пользоваться этим речным путем для доставки грузов.

Крупнотоннажные суда смогут заходить и на американскую реку Миссисипи после того, как на ней будет проведено необходимое дноуглубление. Этот проект тоже рассчитан на 4 года, он может стартовать уже в октябре 2019 года. По его завершению глубина Миссисипи превысит 15 метров. Американцы подсчитали, что реализация проекта будет способствовать притоку частных инвестиций и одновременно - росту местной экономики. 

В Украине вопросом дноуглубления серьезно озаботились в начале 2018 года. Уже тогда Администрация морских портов Украины заявила о планах провести такие работы на наших реках и, в первую очередь, на Днепре. По словам министра инфраструктуры Владимира Омеляна, на эти цели из бюджета АМПУ должны были выделить 300 млн грн. В Администрации морпортов конкретизировали, что 80 млн грн предусмотрены для Днепра и Припяти. 

1068 (2)

Для проведения всего комплекса таких работ была даже создана специальная структура - филиал АМПУ "Дноуглубительный флот". Здесь сконцентрировали дноуглубительную технику государственного предприятия "Дельта-Лоцман" и ГП "Укрводпуть". 

Стоит сказать, что когда эти планы анонсировались, некоторые предприятия, работающие в морских портах, скептически отнеслись к идее углублять украинские реки за счет средств бюджета АМПУ. Мол, зачем тратить "морские" деньги на реки. 

Но такое перераспределение средств вполне логично. Ведь нередко суда для проведения погрузо-разгрузочных работ заходят в реки (через акваторию морского порта) и платят за это соответствующий портовый сбор. Полученные средства в итоге аккумулируются на счетах Администрации морпортов и никоим образом не используются на целевые нужды рек. 

Однако сейчас не время для дискуссий, кто больше нуждается в этих деньгах. Хоть морская отрасль и добивается высоких результатов, но при этом нужно иметь в виду, что она обслуживает преимущественно иностранные суда. И получается, что в основном сориентирована на работу с внешним миром. В то время как речная отрасль обеспечивает водные грузовые и пассажирские перевозки внутри страны. 

Впрочем, если говорить об источниках финансирования, то они не должны ограничиваться лишь государственной поддержкой. К решению вопросов дноуглубления нелишним будет привлечение серьезных доноров. При этом следует понимать, что нужно ориентироваться не только на весомые объемы инвестиций, но и на внедрение современного менеджмента, который позволит грамотно распределить и использовать эти деньги для достижения максимального результата.

Но стоит сказать, что даже при всей важности вопроса финансирования дноуглубительных работ он не всегда имеет решающее значение. Часто возникает и целый ряд других факторов, которые могут повлиять на характер этих работ, их скорость и эффективность. Среди них, например, такие, которые связаны с защитой окружающей среды. 

1068 (3)

Так, немалую обеспокоенность экологов вызвали перспективы проведения дноуглубительных работ на реке Припять. Защитники природы настаивали, что подъем донного ила может привести к повышению радиационного фона. 

Позиции экологов действительно немаловажные. Поэтому всякий раз, когда на воде проводятся подобные работы, предварительно изучаются возможные риски и последствия. 

Специалисты также напоминают, что дноуглубительные работы желательно не проводить в период нереста, и с этим тоже необходимо считаться. 

Недавно вопрос дноуглубления украинских рек снова стал актуальным. Заговорили о тендерах, о подготовке к соответствующим работам в 2019 году, а также о ремонте дноуглубительной техники. О возможном возобновлении проекта "Дунай - Черное море", реализация которого тоже не обойдется без дноуглубления. Предполагается, что в нынешнем году объем дноуглубительных работ на Днепре и Припяти составит 1,2 млн кубометров.

Так что планов много. И каждый из них по-своему привлекателен. Хотя хочется уже говорить не только о перспективах, но и видеть конкретные результаты. Ведь все мы, образно говоря, находимся в одном корабле. И, если хотим выйти на открытую воду, то должны сообща работать на результат.