Сегодня автоматизация и диджитализация внедряются практически во все сферы деятельности человека. Не исключение и логистика. Прошлый год показал, насколько уязвима мировая логистика, и насколько все в ней завязано на человека: во время пандемии необходимость свести совместное пребывание людей к минимуму парализовала отрасль: не было возможности осуществлять погрузку и выгрузку, были закрыты границы. Вторым фактором, ставшим ключевым на пути к цифровизации логистики стал тот самый "человеческий фактор", о котором так много говорят, и который призвана устранить диджитализация. Мы говорим о недавней катастрофе в Суэцком канале. Доказано, что к блокировке судом Evergiven привела банальная ошибка операторов. В итоге "пробка" в Суэце вылилась в миллиардные потери. При этом, если бы навигацией судна занималась автоматика, с большой долей вероятности Evergiven бы спокойно прошел канал, и его имя осталось бы неизвестным мировому сообществу.
Это лишь пара примеров, когда недостаток автоматизации сказался на мировой логистике в целом. И, конечно же, диджитализация способна в корне изменить работу каждой логистической компании в отдельности.
В чем преимущества диджитализации в разрезе отдельной компании
Современные средства автоматизации и возможности компьютерных систем поражают воображение. В логистике они также активно развиваются. И перспективы использования цифровых решений уже можно выделить:
- Учет работы каждого сотрудника логистической компании. Цифровые решения для организации кадрового учета и контроля сегодня используются даже в самых маленьких фирмах, а в рамках крупных предприятий, например, тех же морских портов, она необходима, как воздух. Контроль рабочего времени, учет выполненной работы - все это можно осуществлять автоматически.
- Удаленное выполнение операций. Если для менеджеров-логистов прошлый год стал испытательным и показал, что успешно выполнять свои функции можно не только в офисе, но и из дома, то автоматизация для удаленного управления логистическими процессами для работников портов пока еще в новинку. Вместе с тем, диджитализация помогает снизить нагрузку на персонал, обеспечить ему более комфортные и безопасные условия работы и повысить результативность.
- Учет грузов и контейнеров - это, пожалуй, единственная сфера, где автоматизация применяется уже давно. А с развитием технологий на страже складского учета и контроля учет стал еще точнее.
- Возможность предоставить клиентам так называемый customer experience - то есть выбор опций доставки в автоматическом режиме.
- Контроль всех процессов в режиме реального времени. Такие решения удобны как для самой компании, так и для ее клиентов, которые могут отслеживать перемещение их грузов онлайн.
- Поиск клиентов и партнеров - тоже гораздо эффективнее осуществлять при помощи диджитал-решений. Сначала тон этому направлению задали онлайн-биржи грузоперевозок, сегодня тенденция набирает обороты и смещается в сторону специальных приложений, которые позволят осуществлять взаимодействие с контрагентом удаленно и в диджитал-режиме.
Что мы получаем в результате? Внедрение диджитал-продуктов и решений в логистику имеет массу плюсов:
- Экономия на количестве персонала и, соответственно, оплате его труда. Если осуществлять погрузку контейнеров в порту сможет пара операторов и цифровое оборудование, которое программируется и управляется удаленно, не придется платить зарплату большому штату грузчиков и стивидоров.
- Экологическая компонента: инновации, в том числе внедрение зеленой энергетики, снижение уровня загрязнения воздуха при использовании электроники вместо бензиновых двигателей - все это идет на пользу планете в целом и играет в актив вашей репутации, как ответственного и современного представителя логистического рынка.
- Скорость выполнения операций. Автоматизированные процессы всегда намного точнее и быстрее работы человека. И это тоже стоит учитывать. Например, прошлогодние коллапсы в мировых портах показали, насколько критичны задержки в выполнении логистических задач. И автоматизация поможет их решить.
- Снижение уровня коррупции. Если в мировом масштабе это преимущество не относится к самым важным, для украинских реалий это факт: если процессы выполняются автоматически, по четко заданным алгоритмам, коррупционных схем в логистике и ее взаимоотношении с государственными инстанциями станет меньше.
- Оптимизация рабочих процессов. Каждый, кто занят в логистике, хотя бы раз сталкивался с авралом: нехватка транспорта, задержки в пути, ошибки персонала - все это может запустить цепочку, результатом которой будет несвоевременное или некачественное предоставление логистических услуг. При использовании цифровых решений такие риски сводятся к минимуму. Разумеется, любая автоматика может сбоить, но по статистике сбои автоматических процессов происходят гораздо реже, чем ошибки человека.
Как видим, диджитализация - это неотвратимый процесс, который, к тому же, несет в себе целый ряд существеных выгод для логистических компаний.
Но не заменит ли автоматизация весь персонал?
В фантастике сюжет, где производство или инфраструктура полностью контролируются машинным интеллектом, не редкость. На практике же можно сказать, что до столь радикальных мер человечество вряд ли дойдет в ближайшее время. Да, есть отличные успешные кейсы диджитализации портов - например, автоматическая погрузка и выгрузка контейнеров в портах Роттердама, Циндао или Лонг Бич. Но несмотря на весь масштаб и невероятные возможности, в итоге контроль над выполнением портовых операций лежит на человеке. Именно в такой связке: выполнение процессов автоматическими устройствами под контролем человека диджитализация сможет достичь максимальной эффективности в логистике.
Какие технологии можно поставить на вооружение в логистике?
Мы уже упоминали успешную практику автоматизации погрузки и выгрузки контейнеров в портах с использованием автоматизированных кранов, управляемых оператором за монитором компьютера, а не из кабины. Но есть еще несколько технологий, которые уже внедряются или будут в ближайшие годы внедряться в логистику для ее диджитализации:
- Интернет вещей: если все основные устройства, начиная от кранов или погрузчиков, заканчивая компьютерами операторов и складских работников будут частью "интернета вещей", то есть, объединены в сеть, обладают возможностями удаленного управления и программирования, то осуществление цепочки поставок будет выполняться намного эффективнее. Пример: кейс DHL. Перевозчик повысил эффективность работы на 87% просто используя для составления расписания сотрудников приложение, которое применяет принципы "интернета вещей".
- Доставка автономным транспортом: пока это выглядит фантастически, но использование дронов, автоматизированных погрузчиков, а в будущем и автомобилей на автопилотах для логистических целей поможет упростить все процессы.
- Роботизация во всем - не только портовые комплексы могут применять автоматические краны, роботы могут помочь в складской работе, перемещении грузов по недальним маршрутам.
И это только очевидные технологии, которые диджитализация в логистике уже применяет. А в целом современные высокие технологии могут использоваться и на более глубоких уровнях - для аналитики, прогнозирования, управления. Как они будут использоваться в украинской логистике? Ответ на этот вопрос зависит только от нас с вами.