Ситуация на железной дороге более, чем плачевная. Цифры говорят за себя - снижение рабочего парка локомотивов и увеличение оборачиваемости вагонов в 1,6 раза (с 6,3 суток в 2012 году до 10,2 - в 2018 году). Как результат - сокращение объемов перевозок почти на 30% с 458 млн тонн в 2012 году до 322 млн тонн в 2018 году!
"Укрзализныця" уже который год говорит о том, что обновление локомотивного парка существенно улучшило бы ситуацию, но… денег нет. Стоит сказать, что бизнес тоже мог бы инвестировать в локомотивы, как это в свое время произошло с рынком вагонов. Но, несмотря на все заявления о готовности поделиться куском пирога и допустить частную тягу, делиться УЗ все же не спешит. Да и решит ли это проблему движения? Или же начинать нужно с самого основного - железнодорожных путей?
По данным Государственной службы статистики, общая протяженность магистральных железнодорожных путей, которые находятся в эксплуатации составляет 26756 км (20,9 тыс. км без учета аннексированного Крыма и временно неподконтрольных территорий ОРДЛО. - ЦТС). По состоянию на начало 2019 года на 8492 км требовалось провести капитальный ремонт и реконструкцию на общую сумму около 2,7 млрд долл. Эта ситуация не возникла вчера. Инфраструктура не ремонтировалась должным образом уже более 6 лет. Для обеспечения стабильного состояния путевого хозяйства ежегодно необходимо выполнять около 1400-1800 км реконструкции и капитального ремонта верхнего строения путей. По факту - с каждым годом этой проблеме уделяется все меньше внимания и средств.
Так, в 2017 году реконструкция и ремонт полотна составили 406,6 км, в 2018 году - 557,8 км. В проекте финансового плана на 2019 год "Укрзализныцей" было запланировано провести ремонт и реконструкцию на участке 500 км на общую сумму 3,1 млрд грн. По факту, по данным самой компании, на 1 ноября было реконструировано 125,6 км путей, капитальный ремонт проведен на участках общей длиной 108,4 км. Этот показатель в семь раз ниже нормы! За 12 лет с почти 2 тыс. км реконструкции и капитального ремонта в 2007 году, "Укрзализныця" сократила работы до 230 км в текущем. Что же нас ждет дальше? При сохранении существующей тенденции, через 5 лет ремонт будет просрочен на 59% путей, а 15% магистральных путей придется закрыть или существенно ограничить на них скорость. Хотя, возможно, именно к этому и стремится "Укрзализныця". Руководство компании уже не раз акцентировало внимание на том, что, по их мнению, железнодорожная инфраструктура - избыточна. По моему мнению, закрытие путей приведет к тому, что еще большее количество грузоотправителей останутся без стабильного железнодорожного сообщения и будут вынуждены перейти на автомобильный транспорт.
Качество железнодорожного пути напрямую влияет на:
1. Безопасность движения, как пассажирских, так и грузовых поездов.
2. Техническое состояние вагонов и локомотивов, которых и так недостаточно. В частности, на состояние колесных пар, автосцепного оборудования, крепления предохранительных тяг тормозной рычажной передачи и других узлов подвижного состава, увеличивая количество ремонтов на 30%.
3. Скорость движения, ограничивая и так невысокие показатели по стране, превращая вагоны в склады на колесах. Сегодня средняя скорость грузового вагона составляет 74 км/сутки при нормативной 200 км/сутки.
4. Увеличение дополнительных расходов как "Укрзализныци", так и частных операторов подвижного состава, а значит - уменьшение уплаченных налогов государству.
По состоянию на 1 ноября 2019 года, из-за износа путей для движения поездов было закрыто 1998 км дороги, ограничения по скорости действуют на магистральных путях общей протяженностью 1005,7 км. При таком состоянии инфраструктуры удивляет тот факт, что на конец года компания показывает прибыль, вместо того, чтобы выполнять программу капитальных инвестиций. И, судя по всему, в ближайшее время ситуация вряд ли изменится - согласно проекту финансового плана, "Укрзализныця" в 2020 году отремонтирует всего 350 км путей.
Справедливости ради стоит отметить, что на эффективность работы компании в этом направлении влияет также и кросс-субсидирование пассажирских перевозок и возросший в 4 раза налог на землю. При таких ограничивающих условиях, ремонтировать основной базис своей компании - железнодорожный путь, становится сложнее.