19 мая произошло торжественное открытие нового и самого современного в Украине зернового терминала. На открытии присутствовали заместитель Министра инфраструктуры Украины Юрий Васьков, а также заместитель Министра аграрной политики и продовольствия Украины Ярослав Краснопольский. Данный проект был осуществлен иностранным инвестором - компанией COFCO Agri, и украинским подрядчиком - компанией “УкрБуд”.

Почему данный инвестиционный проект крайне важен для Украины и может стать хорошим сигналом для иностранных инвесторов?

Во-первых, это очень крупная инвестиция.

Общий объем инвестиций в строительство и запуск терминала составил 75 млн дол.

Во-вторых, полностью начат и реализован после 2014 года.

Проект по строительству зернового терминала был инициирован в трудных для страны кризисных условиях. Реализации этого проекта не помешала смена власти, финансовый кризис и регуляторная непредсказуемость. Подписание контракта с заказчиком пришлось на август 2014 года. Уже через месяц был начат первый этап реализации этого проекта, а через 20 месяцев состоялось открытие.

В-третьих, проект был придуман и полностью реализован украинской командой.

Идея постройки современного терминала была разработана Почетным президентом Николаевского морского порта, Василием Николаевичем Капацыной, который также является главой Наблюдательного совета компании “УкрБуд”.

Данный зерновой терминал, по консенсусному мнению всех экспертов, - самый современный объект такого типа в Украине. Он был построен с использованием передовых иностранных технологий и материалов.

При этом украинская команда, которая занималась проектированием, достигла на 30% более эффективного использования земельных площадей в сравнении с нормами для аналогичных объектов (терминал занимает 2 га вместо требуемых обычно 3-х га земли). Это подтверждает то, что в Украине действительно есть команды, которые способны взять на себя обязательства и выполнить в полном объеме самые сложные проекты для иностранных инвесторов “под ключ”.

В-четвертых, это инвестиция в связанную с экспортом инфраструктуру.

Зерновой терминал обслуживает украинский экспорт сельскохозяйственной продукции по всему миру. Вложение средств в инфраструктуру означает, что иностранные инвесторы (и, в частности, китайские) ожидают роста экспорта украинской продукции, а, значит, и роста показателей рентабельности инвестиций. В таких сложных для Украины условиях положительный сигнал для других инвесторов может заключаться именно в том, что, несмотря на падение экономики, транснациональные компании верят в возобновление роста украинской экономики и непосредственно портовой отрасли.

И последнее. Обе компании активно работают над улучшением законодательного поля в портовой отрасли. 

На данный момент обе компании являются активными участниками Комитета по логистике Европейской Бизнес Ассоциации, а Юрий Вахель, заместитель генерального директора COFCO Agri в Украине по юридическим вопросам и развитию бизнеса, является также соглавой Комитета. Например, сейчас Комитет совместно с Министерством инфраструктуры и ДП “УкрНИИМф” работают над созданием методики расчета портовых сборов, которая является краеугольным камнем для развития портовой отрасли Украины. Компании тратят усилия на создание благодатной почвы для эффективной работы существующих зерновых терминалов и, возможно, тех, которые будут построены в Украине.

Европейская Бизнес Ассоциация рада, что обе компании, осуществившие данный проект, являются ее активными членами и вносят существенный вклад в работу Комитета по логистике Ассоциации.