С 1 апреля в Киевском метро окончательно выйдут из оборота привычные всем жетоны. Если вдруг кто-то запасся ими впрок, рекомендуем использовать их за оставшиеся полтора месяца. Впрочем, метрополитен сделал все, чтобы таких людей было как можно меньше: продавая по одному жетону в руки и всячески пропагандируя многоразовые пластиковые карты, киевская подземка добилась того, что по состоянию на конец года жетонами как средством оплаты проезда пользовались всего 15% пассажиров - это около 200 тыс. поездок в день.
Что будет с жетончиками?
После 31 марта жетоны могут остаться исключительно в роли сувенира - как-никак, многие годы для киевлян и гостей города они были одним из символов украинской столицы. Те жетоны, которые останутся у метрополитена, пересчитают, расфасуют и опечатают. После этого предприятие переведет их из категории платежного средства в категорию "пластик" и выставит на продажу в ProZorro. Кстати, на складах Киевского метрополитена сейчас хранятся 1,5 млн жетонов старого образца. Их тоже могут продать как только они перестанут считаться платежным средством (да-да, для метрополитена они таковыми остаются даже несмотря на то, что выведены из оборота).
Как быть с картой на количество поездок?
Пополняемые карты на количество поездок будут действовать до 31 марта 2021 года. Но! Пополнить их можно только до 31 марта 2020 года. То есть, если вы хотите обезопасить себя от сбоев пока еще несовершенной системы Kyiv Smart Card - есть смысл пополнить "зеленую" карту до конца марта и пользоваться ею на протяжении года. Для ежедневных поездок это не вариант - они быстро закончатся, ведь карту можно пополнить не больше чем на 100 поездок (причем максимум по 50 поездок в день). Но как страховочный вариант она вполне сгодится.
Потом можно сдать карту на количество поездок в кассу. Если она в рабочем состоянии - метрополитен выплатит за нее компенсацию - 15 грн. При этом, компенсация за неиспользованные поездки на карте не выплачивается.
Kyiv Smart Card: где, как, почем
На замену перечисленным выше платежным средствам приходит Kyiv Smart Card. Несмотря на то, что система частенько сбоит и вызывает нарекания киевлян, альтернатив ей (по крайне мере для тех, кто пользуется метро регулярно) столичные власти оставляют немного.
Купить эту карту за 50 грн в данный момент можно на следующих станциях метро.
Красная линия: "Академгородок" (выход к проспекту Палладина и улице Ефремова), "Житомирская", "Берестейская", "Университет", "Театральная", "Крещатик", "Арсенальная", "Днепр", "Гидропарк", "Дарница", "Лесная" (выход к ТЦ "Дарынок").
Синяя линия: "Героев Днепра", "Почайна" (выход к проспекту Степана Бандеры), "Тараса Шевченко", "Майдан Незалежности", "Площадь Льва Толстого", "Дворец "Украина", "Лыбидская", "Голосеевская", "Выставочный центр", "Теремки".
Зеленая линия: "Сырец", "Осокорки", "Харьковская".
Также карту можно приобрести в Т-киосках.
Пополнить Kyiv Smart Card можно:
- через приложения (или на сайтах) Kyiv Smart City, Приват24;
- в личном кабинете киевлянина;
- в терминалах самообслуживания е-билета, ПриватБанка, IBox, 2click;
- через боты KyivPayBot или KyivMetroBot в Facebook или Telegram.
К сожалению, пользоваться картой в электронном виде пока невозможно - все равно придется носить с собой пластик. По крайней мере пока.
Kyiv Smart Card сохраняет главное преимущество карты на количество поездок - позволяет экономить на поездках зависимо от суммы пополнения. Напомним, при обычной стоимости проезда в метро 8 грн, можно "скостить" стоимость разовой поездки до 6,5 грн. Дополнительное преимущество этой карты - она может использоваться не только в метро, но и в других видах муниципального транспорта, оборудованных валидаторами.
Пройдя все эти процедуры, пассажирам останется уповать лишь на то, что коммунальное предприятие ГІОЦ, избранное оператором электронного билета в Киеве, сможет обеспечить бесперебойную работу системы и ускорить время срабатывания турникетов, дабы перегруженные датчики не зависали при считывании многочисленных форматов…
Что делать, если нужно оплатить разовую поездку? Не покупать же ради этого карту?
Можно не покупать. Первый предлагаемый вариант - купить в кассе или автомате бумажный билет с QR-кодом. Но фишка в том, что пока это можно сделать не на всех станциях! Итак, где можно купить бумажный билет для проезда в Киевском метро:
- в кассах на станциях "Крещатик", "Театральная", "Майдан Незалежности", "Академгородок", "Лесная", "Арсенальная", "Теремки", "Выдубичи", "Сырец" и "Почайна";
- в терминалах на станциях метро "Крещатик", "Майдан Незалежности", "Золотые ворота", "Дворец Спорта" и "Академгородок";
- в Т-киосках.
Если вам не повезло и нужно ехать со станции, на которой не продаются билеты с QR-кодом, у вас остается еще два варианта: любая банковская карта с бесконтактной оплатой (PayPass, payWave) или смартфон (планшет, часы) с NFC (проще говоря, с программами Google Pay или Apple Pay и подвязанными к ним банковскими картами). То есть схема та же, что и при безналичном расчете на кассе супермаркета, например.
Для многих это совершенно привычная вещь, однако для пенсионеров/людей из глубинки это может составить проблему. Так что без установки автоматов по продаже разовых бумажных билетов на всех без исключения станциях пертурбации Киевского метрополитена будут "слегка" незавершенными.
Можно ли купить проездной на месяц?
КГГА анонсировала, что с 1 апреля можно будет приобрести еще и электронный проездной на месяц. Правда, пока это только проект решения, который еще находится на стадии обсуждения. Как уточнили ЦТС в КГГА, предполагается, что его физическим носителем также станет Kyiv Smart Card.
Данный проездной будет действовать месяц и даст возможность совершить 46, 62, 92 или 124 поездки во всех видах городского общественного транспорта (кроме маршруток). То есть, если вы пользуетесь только метро и ездите в нем в среднем два раза в день по будням, вам подойдет карта на 46 поездок, если метро + троллейбус/трамвай/автобус - 92. Главное преимущество этой карты - средняя стоимость поездки: она составляет 6,25 грн (на 0,25 грн дешевле, чем при максимальном пополнении Kyiv Smart Card). Но по окончанию месяца неиспользованные поездки будут списаны.
Также будут продаваться безлимитные месячные проездные стоимостью 1300 грн, рассчитанные на корпоративных клиентов.
Гостям города будет предложена еще одна карточка - туристический проездной с неограниченным количеством поездок в любом городском транспорте на 24, 48 и 72 часа с момента активации. Они будут стоить 100, 150 и 200 грн соответственно.
По поводу этих карт у нас все еще осталось несколько вопросов, на которые пока не смогли ответить в Киевском метрополитене и КГГА. А именно: как и где их можно будет купить и действительно ли единственным их носителем будет Kyiv Smart Card?
В кассах столичной подземки также еще не в курсе подробностей нововведения. На список наших вопросов отвечают кратко: "Мы о них пока ничего еще не знаем". Надеемся, в ближайшее время ситуация прояснится.
Читайте также Анатомия подорожания. На чем зарабатывает и на что тратится киевский метрополитен