в начало
Параметры
Что искать
Где искать
Сортировать

Нет результатов

Вторая жизнь трамваев:
Как в Виннице строят VinWay и эксплуатируют швейцарские Karpfen и Mirage

Как "Винницкая транспортная компания" научилась делать новые трамваи из 40-летних машин, почему здесь рады подержанным швейцарским трамваям и ждут новую партию из Цюриха.

"Винницкая транспортная компания" - уникальное в своем роде предприятие, опыт которого потихоньку перенимают в других городах Украины. Дело в том, что весь общественный транспорт города, включая трамваи, троллейбусы, автобусы и даже частные автобусные перевозки, находится в ведении одного коммунального предприятия. Это объясняет гегемонию коммунального транспорта на улицах города. Дневной пассажиропоток "Винницкой транспортной компании" - около 400 тысяч человек и для горожан нет особой разницы, везет их частный перевозчик, или муниципальный. А для последнего здесь созданы все условия.

Нет, нельзя сказать, что с транспортом в городе все идеально. Сеть трамвайных путей, охватывающая город (а именно из-за трамваев ЦТС и отправился сюда) далеко не везде в хорошем состоянии. Хотя колея в Виннице считается лучшей в Украине, на некоторых участках она расшатана так сильно, что вагоны, которые выглядят вполне ухоженными, превращаются в огромные погремушки с людьми внутри.

 

Новому трамваю - новая колея

Как же так, спрашиваем у директора предприятия Михаила Луценко. Говоря о развитии трамвая, начинать всегда нужно с путей, подтверждает он. "У нас есть участки пути от ж/д вокзала, где колея требует немедленной замены, ремонту она не подлежит. Есть проект, еще 3 года назад должны были сделать эту работу, но там сейчас хотят еще запустить троллейбусную линию, поэтому провести работы сейчас не позволяет ширина улицы", - рассказывает чиновник. Но в целом, по его словам, работа над улучшением путей проводится активно.

Модернизация путей - главное условие для работы на линии низкопольных трамваев. Для этого в Виннице сейчас используют технологию, которую "подсмотрели" в Европе. "В Виннице центральная улица, Соборная, сделана по чешской технологии, согласной которой пути смонтированы в плитах. Таким образом у нас сейчас полностью модернизирована центральная площадь и эту же технологию мы сейчас применяем на улице Замостянской. Мало того, мы сегодня пошли дальше, и плиты, которые мы будем использовать, уже будут изготавливаться в Виннице. Уже сегодня первая партия проходит испытания. Это будет прогресс!" - не без гордости произносит Луценко.

VinWay

Опытный образец нового трамвая, название которому придумали сами виннитчане, был изготовлен в депо "Винницкой транспортной компании" в 2015 году. За основу были взяты вагоны Tatra KT-4SU и T-4SU. "Один из коротких трамваев - самый первый, который мы сделали без вставки. То есть, он тоже состоит уз двух половинок, но, когда мы его сделали, поняли, что нужно делать его более приспособленным для людей с инвалидностью. Поэтому было принято решение сделать частично низкий уровень пола", - вспоминает Михаил Луценко. Таким образом постепенно "модельный ряд" "Винвеев" расширился до трех разновидностей: помимо самой первой машины, на коммунальном предприятии стали собирать трехсекционные (с низкопольной вставкой) и односекционные трамваи. Для них используется ходовая часть чешских KT-4SU и T-4SU соответственно. Длина их составляет 31 и 16 метров.

Всего по городу в данный момент курсирует 9 "Винвеев": 3 больших и 6 коротких. "Буквально месяц назад (в конце мая. - ЦТС) вышел последний, 9-й вагон, 16-метровый, и сейчас мы работаем над 31-метровым вагоном. Соответственно, ремонтируются тележки, заготавливаются детали, закупаются оборудование. Мы уже провели тендер на систему управления", - рассказывает глава "Винницкой транспортной компании".

Большую часть работ коммунальное предприятие осуществляет самостоятельно. В этом мы смогли убедиться воочию, посетив цеха трамвайного депо.

Первый этап - это подготовка базы, на основе которой делается сам вагон. На этом этапе снятые с эксплуатации и отправленные на консервацию вагоны Tatra разбираются. Главная часть, необходимая для создания модернизированной машины, это тележки. "То, что можно ремонтировать, ремонтируется, то, что не ремонтируется, меняется, то, что подлежит, например, дефекты, подвариваются и еще раз проверяются после сварки, и тогда уже мы на базе всего этого начинаем сборку. Ходовую часть мы проверяем, разбирая практически до винтика", - отмечает Луценко.

Затем вагоны комплектуются - на отремонтированную ходовую часть устанавливается система управления. Последнюю предприятие закупает у чешского производителя Cegelec. Стоит она около 2 млн грн - это практически треть всей стоимости "Винвея". Но использовать старую систему - неэффективно, ведь новые позволяют экономить до 40% потребляемой электроэнергии.

Затем происходит установка кузова, после чего комплектуется салон: поручни, сидения, ступеньки, уголки и соединения, пульты управления, сенсорные кнопки для открытия-закрытия дверей, места для пассажиров с ограниченными физическими возможностями и т. д.

В процессе сборки, как правило, задействовано все депо. Наибольшее количество людей работает над разборкой старых машин, ремонтом тележек и заменой, обработкой проводов, изоляции. Иногда требуется капитальный ремонт двигателя - в таком случае "Винницкой транспортной компании" приходится обращаться к услугам сторонних предприятий, например, к харьковским "Электрическим машинам". Все остальное делается на месте, уверяет Луценко. "Почти все делается, если не у нас, то как минимум в пределах Винницы. Самым сложным для нас была разработка дизайна и производство стеклопластиковых деталей. Нужно было разработать дизайн, изготовить модели, затем по тем моделям произвести продукцию, покрасить и придать тот вид, который они сейчас имеют", - говорит он.

Весь процесс занимает около 2 месяцев, себестоимость машин на выходе составляет порядка 7 млн грн за 16-метровый вагон и 12 млн - за 31-метровый.

На вопрос, не планирует ли предприятие начать "экспортировать" свое детище в другие города, Михаил Луценко отвечает, что это возможно, но лишь в теории. Во-первых, узкая колея накладывает ограничения не только на ширину колесных пар (которые в теории можно заменить), но и на ширину кузова. А это значит, что "замахнуться" на поставку трамваев для крупных городов небольшое коммунальное предприятие пока не может себе позволить. Приходится ограничиваться городами, где также используется метровая колея. Но там покупать готовую продукцию не спешат, и больше заинтересованы в комплектующих и ремонте. И на этом в Виннице как раз-таки зарабатывают.

"Мы в свое время делали вагоны КТ4, которые мы снимали с эксплуатации, - пять вагонов отдали в Житомир и два - во Львов. Больше заказов не было. Но надо понимать, что мы - не завод. Мы все-таки депо, и возможности наши ограничены. Поэтому мы сегодня в первую очередь обязаны ремонтировать и обслуживать то оборудование, которое работает на линии. Так что сказать, что сегодня мы готовы выпускать большие партии, я не могу. А вот выполнять определенные работы или принимать участие в их выполнении мы можем. Сейчас мы ведем переговоры со Львовом по поводу ремонта тележек для них, потому что они получают чешские вагоны и им нужно их ремонтировать. Также мы ведем переговоры о том, чтобы изготавливать некоторые запчасти для других предприятий. Также мы выполняем работы для наших коллег из Житомира... Более того, в Виннице вообще есть другие предприятия, которые к нам обращаются с большими громоздкими узлами, которые они не могут распрессовать, с двигателями, для которых необходимо сделать обмотку... Таким образом понемногу зарабатываем", - резюмирует Михаил Луценко.

Секонд хенд из Цюриха

Как известно, знаменита Винница не только новыми трамваями, собранными на старых тележках, но и раритетными машинами. Речь идет о вагонах Karpfen и Mirage, переданных городу муниципалитетом Цюриха. Что примечательно - переданных совершенно бесплатно в рамках обновления подвижного состава швейцарского города.

В данный момент в Виннице 87 таких трамваев, 13 из них - "Карпфены", остальные - "Миражи". К ним также имеются 29 прицепов, которые можно использовать для увеличения пассажировместимости до 300 человек, но они используются только в часы пик.

Михаил Луценко вспоминает, что, когда швейцарцы в 2005 году предложили Виннице свои подержанные трамваи, он отреагировал скептически. "Я на тот момент был еще начальником трамвайного депо. Вызывает меня начальник управления и спрашивает, что я об этом думаю. Что я мог думать? 50 лет вагонам! Конечно, наша реакция была неоднозначная. Но в 2006 году, когда начали серьезно вестись переговоры, мы поехали в Швейцарию, посмотрели эти вагоны, как они ремонтируются на заводе. А они раз в 5-6 лет, зависимо от пробега, ремонтируются на вагоноремонтном заводе. На заводе вагон при этом разбирался практически полностью и, фактически, с завода выходит новый вагон. Поэтому мы всем сказали, что этим вагонам не 50 лет, а 5, максимум 6", - говорит он.

Оказалось, что, согласно стандартам, капитальный ремонт таких вагонов обходился примерно в 80% изначальной их стоимости. "У них есть программа перевода всего муниципального транспорта на низкопольный стандарт. А вагоны были в хорошем техническом состоянии, и им было жаль их просто порезать", - отмечает Луценко и добавляет, что полученные машины оказались, на удивление, простыми в обслуживании и надежными, хотя технически они сложнее тех трамваев, которые до этого имелись в парке "Винницкой транспортной компании".

Во время прогулки по депо глава предприятия показывает ремонтирующиеся тележки "Татры" и "Миража". Невооруженным глазом видно, что механизм последней куда сложнее, состоит из большего количества деталей.

"Вагоны швейцарского производства - это вагоны 60-х годов разработки. А вагоны Т-4 и КТ-4, которые мы эксплуатировали, - 30-х годов разработки. У швейцарских, например, намного лучше сделана система управления, они намного экономнее, имея четыре двигателя по 65 киловатт, тогда как в чешском вагоне двигатели по 45 киловатт, но они потребляют электроэнергии примерно одинаково", - рассказывает руководитель предприятия.

Первые трамвайные вагоны из Цюриха Винница получила в 2007-м. Сегодня коммунальное предприятие периодически навещают швейцарские специалисты, но у них практически нет вопросов к обслуживанию, предоставляемому украинскими коллегами. Вероятно, это и повлияло на то, что в следующую волну обновления своих трамваев транспортники Цюриха решили снова передать свои снимаемые с эксплуатации машины Виннице. В 2017 году власти городов договорились о том, что в 2021-м в украинский областной центр отправится очередная партия снятых с эксплуатации трамваев.

По словам Луценко, это будут модели-"двухтысячники", мало отличающиеся от предыдущей партии внешне, но более совершенные технически. Впрочем, у швейцарцев, тоже периодически возникают те же проблемы, что и у нас: к примеру, недавно в Цюрихе были сорваны поставки новых трамваев Cobra из-за недоработок в новой модели. Это, соответственно, повлияло и на сроки снятия с эксплуатации старых вагонов. Так что, возможно, бесплатного относительно современного транспорта придется подождать дольше, чем планировалось изначально.

Читайте также Как украинская компания "Татра-Юг" строит трамваи

P. S.

В Виннице есть Музей моделей транспорта, экспозиция которого собрана местными энтузиастами. Как Вы думаете, что за модель красуется на витрине музея на почетном месте?

12

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.