Крупные промышленные украинские компании уже не первый год выполняют капремонты и модернизацию своих магистральных тепловозов в Латвии на мощностях Даугавпилсского локомотиворемонтного завода, входящего в корпорацию Skinest Rail (Эстония). А с недавних пор локомотивы, ремонтировавшиеся в Даугавпилсе, получили возможность поучаствовать в пилотном проекте по внедрению частной тяги в Украине.

ЦТС поговорил с членом правления ДЛРЗ Владиславом Павловичем о заинтересованности предприятия закрепиться на украинском рынке, переговорах с "Укрзализныцей", новых видах продукции, итогах 2020 года и планах на год нынешний.

С какими производственными показателями завод завершил 2020 год, учитывая пандемию, кризис и связанные с ними изменения в работе ваших клиентов?

Прошлый год открыл нам глаза на то, где мы и кто, и куда нам стремиться. 2020-й - уникальный год - год хаоса, но и новых возможностей. Еще в январе мы думали, что нас ничем уже в этой жизни не удивить, но тут пришел март и перевернул все с ног на голову. После объявления чрезвычайной ситуации мы, как производственное предприятие, в полной мере ощутили все "прелести" ограничений и были вынуждены оперативно реагировать на новые правила, а иногда даже предугадывать грядущие изменения в организации трудового процесса. Но мы достаточно быстро пришли в себя и приспособились к новым реалиям. Несмотря на то, что второй квартал был провальным, уже ближе к концу лета все "протрезвели", а к концу года мы вышли на увеличение загрузки на 35% по сравнению с аналогичным периодом в предыдущие два года. Главное, что эту тенденцию мы сохраняем до сих пор.

Если говорить о конкретных показателях работы, то в 2020 году было отремонтировано 56 секций локомотивов. При этом основную часть составили именно капитальные ремонты и модернизация. В этом году надеемся на сохранение положительной динамики и ожидаем увеличения реализации продукции на 30-40%.

Кто были ваши основные заказчики в прошлом году, включая украинские компании?

Исторически, наши клиенты - это крупнейшие частные компании, для которых в первую очередь важен качественный продукт. Этот год не был исключением и, как и прежде, мы ремонтировали тепловозы и основные агрегаты для "Метинвеста", УГМК,  Deutsche Bahn, польской PKP, Латвийской и Литовской ж/д, "Русала", "Норильского Никеля", "БалтТрансСервиса", балтийских частных перевозчиков: POTASH Express, Baltijas Ekspresis, Baltijas Tranzitu Serviss и многих других.

К сожалению, 2020 год на украинском рынке прорывом для нас не стал, и его доля в нашем портфеле составила всего 10%. Связываю это с выжидательной позицией и неопределенностью украинского рынка во время ЧС и пандемии, однако уже сейчас я наблюдаю положительную тенденцию и ожидаю большей активности от наших партнеров в Украине в этом году.

Насколько нам известно, на ДЛРЗ работает некоторый процент работников из Украины. Карантинные ограничения на них как-то отразились - они не потеряли свои рабочие места?

Мы всех удержали, всем помогли с оформлением разрешений на въезд в Латвию, многие даже успели навестить родных и побывать на родине в период послабления карантина. Все трудоустроенные иностранные специалисты являются полноправными членами нашего коллектива.

Как именно помогаете иностранным работникам?

Мы оформляем все необходимые документы для официального трудоустройства, помогаем с жильем и организацией быта. Для многих Латвия уже стала домом.

И мы по-прежнему ждем на работу всех желающих специалистов к нам на предприятие: технологов, инженеров-конструкторов, слесарей подвижного состава, электрослесарей и т.д.   

Какие планы по выпуску продукции на 2021 год? Собираетесь ли как-то оптимизировать производственные процессы с учетом нашей новой реальности?

Наш потенциал - выпуск 15 секций локомотивов в месяц. При правильной ритмичности прибытия объектов на ремонт, а главное, наличии соответствующего заказа, мы можем достигнуть в короткий срок максимальных показателей. 

Что касается оптимизации, то в кризис всегда появляется острое желание навести порядок и пересмотреть текущие процессы и не только производственные. Кризис - это своего рода подготовка к новому рывку, и от того, как ты готов, будет зависеть, что ты будешь делать на старте и с какими показателями пройдешь эстафету. 

Сегодня на предприятии реализовывается программа проектов трансформации по методологии PMBoK 6. В рамках проектов трансформации разработана и внедрена система KPI, идет планирование производства после внедрения ERP системы, применяются инструменты бережливого производства 5S, канбан и др. Оцифровывается конструкторская технологическая документация для внедрения последующего этапа ERP. Внедрена СRM система для улучшения управления коммерческими проектами.

Ранее, в период с 2015 года по 2018 годы, была проведена модернизация производства, завод переоснастил свой станочный парк и оборудование на сумму более 10 млн евро, что позволило значительно повысить качество предоставляемых услуг и увеличить скорость реализации проектов.

Планируете ли выход на новые рынки?

Мы увеличиваем объемы производства как за счет новых рынков, так и путем освоения выпуска новой продукции. Новые направления нашей работы - это Ближний Восток (Ирак, Египет, Иран), Средняя Азия (Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан), а так же Центральная и Северная Европа.  Агрессивно расширяем свое присутствие на украинском, российском рынках, в странах Балтии.

А о какой новой продукции речь?

Сейчас завод реализует проекты ремонтов и модернизации магистральных и маневровых тепловозов, работает над новой техникой. Осваиваем изготовление новых для нашей компании металлоконструкций - конвейеров для перевалки сыпучих грузов и деревообрабатывающих предприятий. Потребности деревоперерабатывающей отрасли растут, и мы стараемся закрепиться в этом сегменте на долгосрочной основе. Прорабатываем проекты по изготовлению рам и корпусных металлоконструкций для горнодобывающего и кранового оборудования, работаем над увеличением объемов производства деталей машин для секторов общего и среднего машиностроения.

В целом я ожидаю увеличения объема производства в ближайшее время минимум в 2 раза.

Завод выполнял заказ на вагоны-атомовозы для украинского "Энергоатома". Этот контракт уже выполнен? Сколько всего было изготовлено таких вагонов и есть ли в портфеле еще подобные необычные заказы?

Три вагона-транспортера были поставлены в Украину в 2018 году.  Следующие 5 вагонов-транспортеров построены – их поставка будет осуществлена в ближайшее время, сейчас они на стадии подготовки к отправке.

Конечно, нам интересны подобные проекты и уже ведем переговоры с потенциальными клиентами.

Сейчас в Украине реализуется (хоть и очень медленно) пилотный проект по внедрению частной тяги. Как мы знаем, один из участников "пилота" точно будет использовать локомотивы 2ТЭ116, которые ремонтировались на ДЛРЗ. Были ли обращения от других компаний на счет тепловозов?

2ТЭ116 - лучший, на мой взгляд, сегодня тепловоз на полотне 1520: простой, надежный, мощный, понятный в обслуживании, эффективный в расчете на перевезенную тонну груза. Мы с ожиданиями следим за реализацией "пилота" и возлагаем большие надежды на частную тягу в Украине. В нашей группе есть собственный парк магистральных и маневровых тепловозов на любой вкус, и мы с радостью расширим географию предоставления услуги аренды ТПС за счет украинского рынка.

Да, мы ведем переговоры с несколькими компаниями об аренде 2ТЭ10, 2ТЭ116, 2М62 и маневровых ТЭМ2 и ЧМЭ3. Считаю, что мы можем удовлетворить потребности украинских компаний в качественной тяге, но сейчас все игроки рынка находятся в выжидательной позиции относительно дальнейшего развития пилотного проекта.

Тем не менее, мы уже сейчас развиваем это направление в Украине, и я не стану скрывать, что "пилот" - это отличная возможность для нас закрепиться на рынке, а для наших украинских партнеров - получить сервис, проверенный годами.

В 2021 году УЗ планирует инвестировать 4 млрд грн в капремонты тягового подвижного состава. Звучали цифры 224, 313 локомотивов… К вам из УЗ не обращались насчет размещения части заказа? Сколько локомотивов вы были бы готовы взять в работу?

Мы ведем переговоры с коллегами из "Укрзализныци". Наши производственные возможности позволяют реализовать программу ремонта 100-150 секций для УЗ, а также линейного оборудования и отдельных узлов, выполнения модернизаций маневровых и магистральных тепловозов любого объема и сложности. ДЛРЗ за несколько лет в состоянии полностью удовлетворить потребности УЗ в капитально-восстановительных ремонтах магистральных тепловозов 2ТЭ116 и ТЭП70.

Ранее прозвучала информация о том, что ДЛРЗ разрабатывает проект маневрового локомотива. Как за год продвинулся этот проект? Когда можно будет увидеть первый опытный образец?

Наши конструкторы и инженеры действительно активно трудятся над созданием маневрового тепловоза, который придет на смену отработавшим свой век советским машинам и будет полностью соответствовать современным требованиям эксплуатации и экологии.   

Можете рассказать немного подробнее о том, на базе какого локомотива создается новая машина? Каковы основные технические параметры?

Мы одновременно работаем по нескольким направлениям: это глубокая модернизация вывозного локомотива для ГОКов и карьеров, проект модернизации тепловозов для станционной работы на базе ЧМЭ3 и ТЭМ2, а также проекты новых четырехосных тепловозов для металлургов, портов, промышленных предприятий.

Каждый проект готовится с учетом индивидуальных требований заказчика, поэтому все эти машины в своем роде уникальные.

Будут ли такие локомотивы поставляться в Украину?

Да, основная наша цель - это украинский, прибалтийский и европейский рынки. Количество выпускаемых тепловозов будет в первую очередь продиктовано спросом и интересом со стороны наших партнеров, а также финансовых инструментов, которые будут применяться по контрактам.

Читайте также Латвийский евроремонт: Как модернизируют тепловозы в Даугавпилсе