Начало мая - традиционно один из самых активных периодов для путешествий. Введенный по причине распространения коронавирусной инфекции карантин поломал планы тысяч украинцев и уже полтора месяца весь междугородный транспорт простаивает в депо и на стоянках в ожидании возобновления поездок. ЦТС расспросил автобусных перевозчиков о том, как они переживают внезапный "коронакризис" и как надеются из него выйти.
Потерянный весенний сезон
По словам Андриса Подгорнийса, владельца Ecolines (которая в Украине владеет брендом Autolux), ежемесячная потеря оборота Autolux составляет примерно 500 тыс. евро в месяц. При этом Ecolines остановил перевозки не только в Украине - в данный момент не работает ни один маршрут компании.
"Мы сразу предложили всем пассажирам переоформить билет на статус с "открытой датой" на год вперед. Кроме того, в качестве компенсации им будут зачислены дополнительные бонусы в размере +20% на персональный аккаунт в системе лояльности", - отвечает Подгорнийс на вопрос о запросах на компенсацию стоимости билетов на отмененные рейсы.
У другого перевозчика, компании Gunsel, комментировать потери не стали, однако в телефонном разговоре заместитель директора Эрсан Гюнер отметил, что сейчас все автобусы простаивают, а водители находятся в отпусках. Нерегулярные перевозки ни Gunsel, ни Ecolines, по словам топ-менеджмента компаний, не выполняют.
"Мы используем это время для подготовки к лету (ремонты, обслуживание салонов)", - отмечает Подгорнийс.
Трудности и у FlixBus: карантин остановил практически все рынки компании. Там говорят, что исключение составили Швеция, Дания и Польша, где часть сети перевозчика продолжает функционировать.
Также компания вместе с партнерами-перевозчиками занимается нерегулярными пассажирскими перевозками по договоренности с дипломатическими учреждениями и по заказу бизнеса.
"В течение последних недель мы вместе с партнерами-перевозчиками сотрудничали с посольствами государств и помогали эвакуировать путешественников, застрявших за рубежом. Таких специальных рейсов по возвращению граждан было сделано немало в Европе, и по крайней мере один автобус был отправлен в Украину. Они осуществлялись по запросу официальных дипломатических органов на коммерческой основе и уже помогли тысячам людей вернуться домой. Кроме этого, часть автопарка наших партнеров используется сегодня для услуг чартерных рейсов", - рассказали ЦТС в компании.
Что касается возврата средств, то во FlixBus практикуют систему ваучеров, в виде которых пассажиры получают компенсации за невыполненные рейсы. Ими можно будет воспользоваться сразу после отмены транспортных ограничений.
Как известно, FlixBus не владеет большей частью парка, который использует для перевозок. Соответственно, потери во время коронакризиса несет не только сама компания, но партнеры-владельцы автобусов.
"Мы постоянно держим контакт с нашими партнерами-перевозчиками, вместе пытаемся противодействовать экономическим последствиям и находить долгосрочные решения проблем. Поскольку наше сотрудничество проходит в формате партнерства, соответственно - разделяем и прибыль, и риски", - говорит Михал Леман, директор FlixBus в Украине и Польше.
Еще один крупный ресурс, осуществляющий продажу билетов на автобусы в Украине, Busfor, в апреле констатировал падение продаж билетов на 90% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
"Мы руководствуемся решением украинского правительства, которое временно приостановило автобусные пассажирские перевозки в Украине. Соответственно, продажи билетов на автобусные поездки на нашей платформе недоступны на любые рейсы на период карантина", - говорит гендиректор Busfor в Украине Александр Павлович. Однако пока у украинцев нет уверенности в дате завершения карантина, они не спешат покупать билеты и на более поздние даты.
В ожидании послабления карантина
Интересно, что на момент, когда ожидаемой датой окончания карантина в Украине было 24 апреля, на ближайшие дни после нее украинские пользователи чаще всего покупали билеты из других стран в Украину (чаще всего из Чехии, Германии и Польши). "Предположительно, украинцы по каким-то причинам не смогли вернуться домой до официального закрытия границы, и планировали воспользоваться автобусом, как только такой способ поездок будет возобновлен. Сейчас мы наблюдаем те же тенденции", - комментирует Павлович.
По его словам, на конец апреля Busfor зафиксировал порядка 10 тыс. заявок на возврат средств за билеты. "В данном вопросе мы руководствуемся решением конкретного перевозчика, у которого был куплен билет на автобус. Если перевозчик сообщил об отмене автобусного рейса, мы возвращаем 100% стоимости билета", - отмечает топ-менеджер компании.
Он считает, что, наиболее вероятно, первыми будут возобновлены перевозки по Украине, а уже затем - международные рейсы.
"Мы уже работаем над сценариями рестарта, чтобы, когда ограничения на передвижение закончатся, выйти на рынок с еще более сильной сетью, и помочь партнерам вновь вернуться к стабильной прибыли. Уверен, что масштаб нашей сети и бизнес-модель позволят нам быстро адаптироваться к новой реальности", - говорит директор FlixBus в Польше и Украине, отвечая на вопрос о перспективах восстановления работы.
Говорить о перезапуске сети сейчас, конечно, преждевременно, отмечает Леман: об этом можно будет думать тогда, когда развитие пандемии будет остановлено, а государства начнут возвращаться к нормальной жизни, - откроются школы, отели, будут сняты ограничения на пересечение границы.
"Хорошим стартом для международных автобусных перевозок в Украине станет тот момент, когда миграционные рабочие будут возвращаться к местам работы, а уже за ними поедут и туристы. К счастью, автобусный транспорт гораздо быстрее, чем та же авиаотрасль, может реагировать на изменение потребностей в путешествиях, а еще имеет значительно меньшие расходы и меньше пассажиромест, которые нужно заполнить", - считает Леман.
А гендиректор Busfor в Украине добавляет, что одним из последствий коронавируса для автобусной отрасли станет то, что пассажиры будут осторожнее планировать свои поездки и станут более внимательны во всем, что касается здоровья и собственной безопасности.
Попутки вместо автобусов
Естественно, что "выиграли" от данной ситуации службы такси и водители, подрабатывающие подвозом попутчиков.
"Мы не закрыли доступ к карпулинговым поездкам, поскольку, с одной стороны, они являются частными поездками на личных автомобилях, а с другой - взаимодействие при такой поездке происходит с минимальным количеством людей в сравнении с общественным транспортом", - говорит генеральный директор BlaBlaCar в Украине Алексей Лазоренко.
Он объясняет: риск при поездке с попутчиками меньше, чем при пользовании рейсовыми автобусами, ведь человеку не надо посещать автовокзал, водитель может забрать его хоть у самого дома. К тому же, с попутчиками можно заранее пообщаться и попытаться уточнить их состояние здоровья.
"Однако мы уменьшили количество мест при публикации до 3-х и настоятельно попросили пользователей использовать платформу только для исключительных и срочных поездок. Мы понимаем, что в контексте ограничения общественного транспорта, пользователи с личными автомобилями могут быть полезными для медицинских работников и других людей, которые так или иначе задействованы в борьбе с Covid-19. Кроме этого, мы регулярно просим пользователей придерживаться правительственных инструкций, чтобы оставаться в безопасности и беречь других", - добавляет Лазоренко.
В целом популярность сервиса в момент введения карантина увеличилась, однако со стороны водителей предложений существенно больше не стало.
"Уже на следующий день с момента остановки междугороднего общественного транспорта количество регистраций новых пользователей увеличилось в 5 раз и исчислялось десятками тысяч в сутки. Но, логично, что в большинстве своем это были пассажиры, которым нужно было куда-то добраться. Активность водителей и количество предлагаемых свободных мест выросло не так существенно, поэтому не всем удалось сразу найти подходящую поездку и, соответственно, эта волна кратно увеличенного спроса растянулась на несколько недель", - уточняет гендиректор BlaBlaCar в Украине.
В апреле ситуация выровнялась и активность пользователей существенно упала - примерно на треть по сравнению с показателем апреля 2019 года.
Самые популярные направления сервиса по состоянию на апрель - Киев-Чернигов, Киев-Одесса, Киев-Черкассы, Николаев-Одесса, Ивано-Франковск - Львов, Киев-Прилуки, Луцк-Львов, Житомир-Киев, Киев-Ривне, Днепр-Запорожье.
Читайте также Антивирусная поддержка ВВП: Как дорожные проекты могут стимулировать экономический рост