Небольшой самолет из одной страны незаконно пересекает воздушное пространство другой. Военные бьют тревогу, поднимают в воздух боевые самолеты и оповещают своих союзников. Нет, это не сценарий голливудского боевика. Описанные выше события произошли совсем недавно в украинско-венгерском пограничье. 10 июня венгерские военные засекли в районе пограничного перехода "Лужанка" неопознанный самолет, который пересек воздушное пространство страны без разрешения. Об этом инциденте Венгрия оповестила страны НАТО. По всей видимости, самолет перевозил контрабанду. Поймать нарушителей границы не удалось.
Как видим, объемы контрабанды из Украины в страны Европейского Союза не спадают, а украинские контрабандисты придумывают все новые способы перевозки своих грузов в ЕС. Какой же транспорт используется для контрабанды?
Авиация, дроны и катапульта
Описанный выше случай с украинским самолетом в Венгрии не является исключением. За последние три года контрабандисты начали активно использовать авиацию для своих потребностей. Осенью 2015 года произошло два инцидента в Словакии. В сентябре 2015 года украинские пограничники в течение одного дня четыре раза фиксировали перелет неопознанного самолета в Словакию, а позднее их словацкие коллеги обнаружили возле приграничного села Нижни-Грушов потерпевший крушение самолет Zlin Z-37 Čmelák с украинским флагом на хвосте. Пилота на месте не было, а отверстия в задней части самолета указывали на то, что в нем перевозилась контрабанда.
Два месяца спустя, в ноябре 2015 года, у села Вишне-Немецке, неподалеку от границы с Украиной, упал украинский вертолет Ми-2. Словацкая полиция обнаружила тела двух граждан Украины и четырех выходцев из Юго-Восточной Азии. Использование авиации украинскими контрабандистами словацкие пограничники фиксировали и в последующие годы. А в мае этого года нелегальная авиация освоила украино-румынскую границу. В селе Луковица Черновицкой области пограничники обнаружили мотодельтаплан с контрабандными сигаретами, пилота и его сообщников задержали до взлета.
Также в последние годы контрабандисты начали применять современные технологии, в первую очередь, дроны. В ноябре 2016 года был зафиксирован первый случай использования дрона для транспортировки сигарет из Украины в страны Евросоюза. Возле Чопа пограничники обнаружили дрон с сигаретами, которые переправлялись в Венгрию. Владельца БПЛА поймали чуть позже. В 2017 году использование дрона для контрабанды сигарет было зафиксировано на украино-польской границе, а в этом году - на украино-румынской.
Более упрощенным способом транспортировки контрабанды по воздуху является катапульта. Этот прием освоили контрабандисты на украино-словацкой границе. Осенью прошлого года в окружном суде Кошице судили 9 граждан Словакии, проживающих в приграничных с Украиной районах. Они наладили поставку контрабандных сигарет из Украины. Согласно их показаниям, для этого использовалась катапульта, с помощью которой сигареты перебрасывались между странами. Только за один день им удалось перебросить 25 тысяч сигарет. Саму катапульту, как и украинских подельников, не нашли.
Тоннель в Европу
В июле 2012 года словацкие издания облетела новость о нелегальном тоннеле из Украины. Немного позже словацкие пограничники вместе с украинскими коллегами исследовали тоннель и нашли его выход. На украинской стороне он находился в частном доме на северо-западной окраине Ужгорода. Дом располагался в микрорайоне Червеница в 250 метрах от границы. Примечательно, что этот район Ужгорода считается элитным, в нем проживают нынешние и бывшие сотрудники СБУ, а за 200 метров от дома находится наблюдательная вышка пограничников.
После обследования тоннелей обнародовали его размеры. Длина составляла 700 метров, из них 480 метров на словацкой стороне, а диаметр - 90 сантиметров, глубина залегания - 5-6 метров. По тоннелю была проложена мини-железная дорога, по которой ездила небольшая вагонетка с 16 прицепами. Подземный поезд работал на электрической тяге и, по информации правоохранителей, курсировал два-три раза в неделю. Также в тоннеле обнаружили 13 тысяч сигарет, приготовленных к отправке в Словакию. Позднее было установлено, что по тоннелю перевозились не только товары или наркотики, но и нелегалы.
В 2013 году в Украине и Словакии состоялись суды над подозреваемыми по этому делу. В процессе разбирательства было установлено, что два украинца незаконно завладели земельным участком и незаконно построили на нем дом, под которым начинался тоннель. Несмотря на это, их приговорили к трем года лишения свободы, при этом им вернули дом и арестованное на период следствия имущество. Фактически их судили за хранение наркотиков, а не за контрабанду и незаконное строительство тоннеля. Их словацкий подельник также получил три года лишения свободы. Следствие вызвало большой резонанс в СМИ. До сих пор остается неясным, кто, когда и как строил тоннель под самым носом у пограничников. Отметим, что новость о сооружении тоннеля в Словакию подтолкнула украинского писателя Андрея Любку к написанию романа "Карбид", основной темой которого стала контрабанда.
Нелегальные трубопроводы
Контрабандистам удалось освоить даже трубопроводный транспорт. В 2013 году пограничники обнаружили нелегальные трубопроводы в разных уголках страны - один в Винницкой области на границе с Молдовой, другой - в Луганской области на границе с Россией. По первому перекачивали спирт, по второму - нефтепродукты. Оба трубопровода были составлены из пластиковых труб и проходили по дну рек.
С тех пор нелегальные трубопроводы по перекачке нефтепродуктов практически не использовались, а вот для транспортировки спирта, наоборот, приобрели особую популярность и получили название "спиртопровод". Только за последние два года было обнаружено порядка 10 спиртопроводов на границе между Украиной и Молдовой. Все они проходили по дну реки Днестр. Примечательно, что только в течение ноября 2017 года в Винницкой области пограничники обнаружили четыре таких спиртопровода.
Автомобили с "фаршем"
Одним из самых распространенных способов перевозки контрабанды из Украины в страны ЕС является автомобиль, в котором товар прячется в пустотах кузова или специально оборудованных тайниках. Ежегодно пограничники фиксируют по несколько сотен таких случаев. Подобные попытки, как правило, фиксируются при провозе сигарет. Например, недавно таможенники пункта пропуска "Тиса" (Чоп) остановили микроавтобус VW Transporter, который оказался "нафарширован" сигаретами. Под полом в салоне нашли тайник, где находилось 2850 пачек сигарет, которые водитель намеревался ввезти в Венгрию.
Иногда контрабандисты "фаршируют" автомобили более оригинальной продукцией. Недавно таможенники пункта пропуска "Ужгород" во время осмотра автомобиля Citroen C6 обнаружили 8 кг янтаря, которые водители пытался провезти в Словакию. Янтарь был запрятан в тайниках, для обнаружения которых таможенникам пришлось раскурочить некоторые детали автомобиля. Но 8 кг - это небольшая партия. В январе этого года на КПП "Косино" таможенники задержали микроавтобус Mercedes, начиненный 900 кг янтаря.
Доукомплектация вагонов
Время от времени грузоотправители жалуются на нехватку полувагонов для перевозки своих грузов или разукомплектацию собственных вагонов по маршруту их следования. Для контрабандистов такой проблемы просто не существует. Они приловчились использовать подвижной состав с максимальной пользой. Существует два самых распространенных способа перевозки контрабанды в полувагонах.
Первый способ предполагает размещение контрабандного товара (как правило, сигарет) прямо среди другого груза. Для этого контрабандисты выбирают вагоны, в которых перевозят сыпучие грузы - железорудный концентрат, окатыши, опилки и прочие. Из недавних примеров стоит вспомнить обнаружение 4000 пачек сигарет на пункте пропуска "Павлово", который расположен на ширококолейной ж/д магистрали Ужгород-Кошице. Вагон с концентратом следовал из Кривого Рога, но в пограничной службе считают, что контрабандный товар был догружен в вагон по пути следования.
Другой способ - это использование пустот в конструкции полувагона или обустройство в нем специальных тайников. В 2016 году пограничники обнаружили 8 тысяч пачек контрабандных сигарет, которые находились в тайнике в поперечных балках полувагона, груженного опилками. Груз был обнаружен на пункте пропуска "Владимир-Волынский" на границе с Польшей. А в марте этого года польские пограничники раскрыли целую схему поставки сигарет из Украины в Польшу в грузовых вагонах. В нелегальных поставках были замешаны работники одной их ж/д станций в Украине, которые информировали контрабандистов о времени прибытия и отбытия составов в Польшу. По оценочным данным, по этому каналу контрабандистам удалось провезти в Польшу сигарет на сумму около 20 млн грн.
Но украинским контрабандистам еще есть чему поучиться у своих коллег из России. Те оперируют куда большими партиями сигарет и используют крытые вагоны. Так, год назад сотрудники Люблинского управления таможни выявили факт контрабанды 100 000 пачек сигарет, которые были спрятаны за мешками с бикарбонатом натрия.
Водные пути
Уже который год в парламенте Украины пылится законопроект о внутренних водных путях, который призван стимулировать развитие речного транспорта. Украинские контрабандисты решили самостоятельно решить этот вопрос и использовать реку для собственных нужд. В марте этого года словацкие пограничники выловили в реке Уж три коробки с контрабандными сигаретами, в которых оказалось 300 пачек сигарет. Сигареты приплыли из Украины. По всей видимости, словацкие подельники не смогли вовремя перехватить сигареты, и они поплыли дальше по территории Словакии. Также контрабандисты практикуют метод переплывания приграничных рек. В мае этого года несколько таких пловцов были задержаны на украино-румынской границе. Они переплыли реку Тиса, доставив в Румынию 8 тысяч пачек сигарет.
Кони и люди
Издревле кони и люди использовались для нелегальной транспортировки товаров. Украинские контрабандисты, несмотря на все современные ноу-хау, не забывают и про этот способ. В мае этого года на украинско-румынской границе в Закарпатье был задержан мужчина с запряженной конем повозкой, в которой находилось 15 ящиков сигарет. Он намеревался провезти их через границу в Румынию.
Несмотря на большой риск, пешая транспортировка сигарет все еще практикуется. Суть этого метода заключается в быстрой и незаметной переноске товаров через границу и быстром возвращении назад. Этот способ можно назвать трансграничным спринтом. Носильщики несут товар в руках или привязывают его на спину. На эту роль часто подбирают физически сильных подростков. В конце мая пограничники поймали несколько таких носильщиков. Хотя бывают случаи, когда "бегунам" удается скрыться, но при этом они вынуждены бросать товар.
Читайте также Убытки и безнаказанность: 7 вопросов о воровстве на железной дороге