Соединенные Штаты Америки получили нового президента. Еще до вступления в должность Дональд Трамп отметился несколькими громкими заявлениями о будущем американской инфраструктуры. "Мы похожи на страну третьего мира", – заявлял он во время выборов. Чтобы изменить ситуацию, Дональд Трамп предлагал инвестировать 1 трлн долларов в реализацию инфраструктурных проектов, которые поспособствуют развитию американской промышленности, особенно металлургии.
Эти же тезисы нашли отражение и в инаугурационной речи Дональда Трампа. "Мы построим новые дороги и шоссе, мосты и аэропорты, тоннели и железные дороги по всей нашей замечательной стране. Мы спасем людей от пособий и вернем их на работу – чтобы восстановить нашу страну американскими руками и американским трудом", – заявил новый президент.
Уже в первые дни работы на должности Дональд Трамп продемонстрировал твердое намерение воплощать свои идеи. Вначале он объявил о выходе США из Транстихоокеанского партнерства, а затем реанимировал масштабный инфраструктурный проект, который был заморожен администрацией Обамы. 24 января Дональд Трамп подписал распоряжение о продолжении строительства нефтепроводов Keystone XL и Dakota Access. Первый позволит качать нефть из Канады к нефтеперерабатывающим заводам Техаса, а второй – из месторождения Баккен, штат Монтана. Возобновление строительства Keystone XL и Dakota Access вызвало массовые протесты экологов и индейцев, через резервации которых должны пройти магистрали.
Но Дональда Трампа возмущение не огорчает. Помимо нефтепроводов, у него есть еще много проектов, куда он может направить свою энергию. Мы составили перечень крупных инфраструктурных проектов, о которых США мечтают несколько лет, а иногда десятилетий. Сможет ли Дональд Трамп запустить их с той же легкостью, как он возобновил строительство двух нефтепроводов?
Калифорнийская скоростная железная дорога – 68 млрд долларов
Проект скоростной железной дороги в Калифорнии начал обсуждаться еще при президенте Рональде Рейгане. Значительное продвижение было осуществлено при Бараке Обаме. В 2009 году Министерство транспорта США включило Калифорнийскую магистраль в проект развития скоростного ж/д сообщения в стране. Согласно проекту, дорога соединит главные города штата Калифорния. На первом этапе планируется построить участок Сан-Франциско/Мерсед – Фресно – Лос-Анджелес – Анахайм. Второй этап предполагает прокладку ответвлений из Мерсед в Сакраменто и из Лос-Анджелеса в Сан-Диего через Сан-Бернардино. В общей сложности длина магистрали составит более 1300 км, на ней будет 24 станции. Скорость движения поездов будет достигать 350 км/ч. В январе 2015 года вблизи города Фресно состоялась церемония начала строительства дороги. В июне начались строительные работы по возведению путепровода над рекой Фресно. Позднее стартовало строительство еще нескольких мостов и путепроводов будущей дороги. Планируется, что первый участок магистрали, Мерсед – Бейкерсфилд, будет открыт в 2025 году.
Водный тоннель в дельте рек Сакраменто и Сан-Хоакин – 25 млрд долларов
Из-за засушливого климата Калифорния всегда испытывала нехватку воды. Чтобы решить эту проблему, еще в 1960-х годах в штате была создана целая сеть каналов, трубопроводов, водохранилищ. Спустя два десятилетия возникла идея усовершенствовать эту систему – построить подземные тоннели протяженность в 112 км под дельтой рек Сакраменто и Сан-Хоакин. Вода должна закачиваться с помощью насосных станций из реки Сакраменто, выше дельты, затем по тоннелям поступать в резервуары вблизи городка Трейси, а дальше расходиться в города центральной и южной Калифорнии. В 2000-х эта идея обрела новое дыхание. Активным лоббистом проекта выступает нынешний губернатор из Демократической партии Джерри Браун. Пожалуй, это самый противоречивый проект в США за последнее десятилетие. Против него активно выступают экологи, прокладка тоннеля или труб в дельте нарушит уникальную экосистему. Есть и альтернативный маршрут, который огибает дельту с востока, но он стоит дороже.
Реконструкция Северо-Восточного ж/д коридора – 20 млрд долларов
В 2011 году глава американской ж/д компании Amtrak Джозеф Боардмен предложил грандиозный план реконструкции Северо-Восточного ж/д коридора (Gateway Program). Он проходит по маршруту Бостон – Нью-Йорк – Филадельфия – Вашингтон, крупнейшими городами Восточного побережья. Это самый загруженный пассажирский ж/д коридор США. Ежедневно на участках магистрали совершается до 750 тыс. поездок. За последние десятилетия количество поездов выросло. Если в 1976 году по Северо-Восточному ж/д коридору курсировало более 660 поездов, то в 2010 году – уже около 1250 поездов. Нагрузка на магистраль продолжает расти.
Gateway Program предполагает строительство нескольких тоннелей и мостов для устранения узких мест коридора. Крупнейшим тоннелем является Гудзонский ж/д тоннель в Нью-Йорке, который должен пройти под рекой Гудзон. Только его стоимость оценивается в 7-8 млрд долларов. Президент Барак Обама поддерживал эту программу. Дональд Трамп пока не высказывался о будущем проекта.
Скоростная железная дорога в центральном Техасе – 10 млрд долларов
В 2009 году тогдашний президент США Барака Обама начал продвигать строительство скоростных ж/д магистралей. Большинство штатов не захотело строить такие дороги. Исключением стали Калифорния и Техас. В последнем инициативу по созданию скоростного ж/д движения взяла на себя частная компания Texas Central Partners. С 2012 года она разрабатывает и популяризует проект строительства скоростной ж/д магистрали между двумя крупнейшими городами штата – Хьюстоном и Далласом. На новой дороге компания предлагает использовать японские поезда Shinkansen, которые будут ездить со скоростью до 330 км/ч. Время в пути сократится до 1,5 часа. Сейчас путешествие на автобусе занимает около 4 часов, на самолете – 1 час. Строительство планируется начать в 2018 году, а через четыре года ввести дорогу в эксплуатацию.
Контейнерный терминал Jasper Ocean – 4,5 млрд долларов
С конца 2000-х портовые администрации Джорджии и Южной Каролины проталкивают проект по строительству крупнейшего контейнерного терминала на восточном побережье США. Терминал Jasper Ocean будет построен в устье реки Саванна вблизи границы двух штатов. Он позволит принимать суда вместимостью до 20 тыс. TEU и перегружать до 7 млн TEU в год. Сейчас два ближайших порта – Саванна и Чарльстон – переваливают порядка 5 млн TEU в год. Также к терминалу будет подведена железная дорога. Проект оценивается в 4,5 млрд долларов, а запуск планируется на середину 2020-х годов, хотя все зависит от даты начала строительства. Недавно военные инженеры США начали исследование влияния терминала на окружающую среду. А правительство Южной Каролины заложило в бюджет штата 3,2 млн долларов на консультационные услуги и оформление документации проекта, еще 19 млн долларов пойдут на создание специального фонда на развитие припортовой инфраструктуры вблизи будущего терминала.
Перенос автовокзала Порт-Осорити (Нью-Йорк) – 3,5 млрд долларов
В 1950 году на Манхеттене был открыт автовокзал Порт-Осорити. Тогда это был новый, современный объект. В последующем он несколько раз перестраивался. Спустя несколько десятилетий он работает на пределе своих возможностей. В будние дни автовокзал обслуживает порядка 230 тыс. пассажиров в день. К 2040 году ежедневный пассажиропоток увеличится до 337 тыс. человек. Чтобы расширить возможности крупнейшего автовокзала США, Администрация порта Нью-Йорк и Нью-Джерси, оператор объекта (отсюда и название), решила его перенести на 600 метров западнее – с Восьмой на Десятую авеню. Новый автовокзал, который сохранит имя предшественника, будет размещен поближе к началу тоннеля Линкольна, соединяющего Нью-Йорк с Нью-Джерси. Вначале проект был оценен в 7,5-10 млрд долларов, но затем стоимость была пересмотрена и снизилась до 3,5 млрд долларов. Завершить перенос автовокзала планируется до 2026 года.
Строительство транспортного узла в заливе Пьюджет – 3,1 млрд долларов
Агломерация Сиэтла является крупнейшей на северо-западе США. Ее населяют порядка 6 млн человек. Сиэтл и города-спутники расположились на изрезанных берегах залива Пьюджет со многими островами. К тому же, возле Сиэтла есть несколько озер. Все эти факторы усложняют коммуникацию агломерации, богатой на промышленные предприятия (порты, аэропорты, завод Boeing). В 2013 году Министерство транспорта штата Вашингтон предложило проект по созданию транспортной развязки в агломерации Сиэтла (Puget Sound Gateway Project). Она должна соединить несколько автомагистралей, которые подходят к городу и его спутникам. Проект был оценен в 1,8 млрд долларов, еще 1,3 млрд долларов – это возможные расширения.
Читайте также Жаркие инвестиции: 10 крупнейших транспортных проектов Африки