Глубоководный специализированный комплекс мощностью более 50 млн. тонн грузов в год, предоставляющий полный спектр услуг от непосредственно перевалки и заканчивая магнитной очисткой и дроблением угля  – таков сборный образ крупнейших угольных терминалов мира. В 2013 году на глобальной карте угольных грузопотоков произошли значительные изменения. В частности, Индия вышла на второе место по импорту угля, нарастив поставки на 30% до 215 млн. тонн, вплотную приблизившись к традиционному лидеру – Китаю, импортировавшему 258 млн. тонн.  

При этом, темпы роста импорта в Азию значительно опережают второй по значимости регион-импортер  Европу. В 2013 году импорт в Азию вырос на 13% г/г до 520 млн.тонн, в то время как импорт в Европу вырос на 1% до 232 млн.тонн. Основными поставщиками угля остаются Австралия (342 млн.тонн), Северная Америка (128 млн.тонн), Россия (126 млн.тонн), Колумбия (82 млн.тонн) и ЮАР (72 млн.тонн). Направление Австралия-Китай  формирует «новый угольный путь» на глобальной карте грузопотоков, а порты этих стран лидируют в ТОП10 крупнейших угольных терминалов мира.

Терминал Кураганг Айленд (Порт Ньюкасл, Австралия)

Терминал Кураганг Айленд – один из трех угольных терминалов, расположенных в порту Ньюкасл. Он расположен на одноименном острове в устье реки Хантер и занимает площадь в 172 га. Собственником и оператором терминала является компания Newcastle Coal Infrastructure Group Pty Limited (NCIG). Данный терминал считается в порту самым молодым, поскольку был введен в эксплуатацию только в 2010 году. Но уже за это время он успел занять свое место под солнцем. Мощность «Кураганг Айленд» составляет 53 млн тонн угля в год, львиная доля которого отгружается в Китай, Японию, Южную Корею и Тайвань.

Рабочие терминала Кураганг Айленд празднуют начало Олимпийских игр

Угольный терминал в Норфолке (США)

Перевалкой угля в Норфолке начали заниматься еще в середине 19-го века. Тогдашние возможности и технологии были далеки от современного представления об угольном терминале. Но с тех пор многое изменилось. Сейчас терминал, расположенный на мысе Ламбертс, является наибольшим в Северной Америке и обладает мощностью 60 млн тонн в год. Его отличительной особенностью является то, что значительная часть угля перегружается прямо с ж/д вагонов на морские суда. Поэтому сам терминал напоминает, скорее, сортировочную станцию.

Игра в голь на фоне угольного терминала в Норфолке

Терминал Пуэрто-Боливар (Колумбия)

Угольный терминал Пуэрто-Боливар является наибольшим в Южной Америке. Расположен он на севере Колумбии в департаменте Гуахира. Терминалом владеет компания Cerrejon, добывающая уголь на одноименном месторождении на юго-востоке Гуахиры. Сама компания является субсидиарием трех гигантов: BHP Billiton, Anglo American и Xstrata. В то же время, доставкой угля в порт, его экспортом, как и управлением самим терминалом занимается компания CMC – Coal Marketing Company, собственниками которой являются BHP Billiton, Anglo American и Glencore. Мощность терминала составляет 66 млн тонн угля в год.

Терминал Пуэрто-Боливар - самый большой в Южной Америке

Терминал RG Tanna (Порт Гладстон, Австралия)

Терминал RG Tanna (известен также под аббревиатурой RGTCT) был основан еще в конце 1970-х. В 1994 году он был назван на честь Рэга Танна (Reg Tanna), многолетнего директора порта Гладстон. Уголь поступает в терминал из месторождений, находящихся в бассейне Боуэн (Bowen Basin), юго-восточная часть штата Квинсленд. Отметим, что если в первый год существования через терминал было перевалено 4,3 млн угля, то сейчас мощности позволяют переваливать до 78 млн тонн угля в год. За эти годы произошли изменения и в географии экспорта: в первые годы основным направлением была Япония, то сейчас – это Китай.

Уголь поступает в терминал из месторождений юго-восточной часть штата Квинсленд

Терминал Тяньцзинь (Китай)

Порт Тяньцзинь входит в список наибольших морских гаваней Китая. Одной из основных статей экспорта является уголь. Сейчас мощность угольного терминала составляет порядка 89 млн тонн угля в год. Судя по последним новостям, компания Tianjin Port Holdings Co Ltd, оператор терминала, не желает останавливаться на достигнутом, а планирует в ближайшие годы увеличить этот показатель до 100 млн тонн в год, что обойдется ей недешево – в 3,82 млрд юаней.

Терминал Тяньцзинь планирует в ближайшие годы увеличить перевалку угля до 100 млн тонн в год

Угольный терминал Ричардс-Бей (Ричардс-Бей, Южная Африка)

Терминал в Ричардс-Бее (известен также под аббревиатурой RBCT) был открыт еще в 1976 году. Производственные мощности расположены на 276 га. Сам порт является одним из самых глубоких в мире, поэтому сюда могут заходить большие суда. За долгую историю терминал претерпел серьезные изменения: начальные мощности составляли 12 млн тонн в год, сейчас – 91 млн тонн в год. Владельцем и оператором порта является государственный холдинг Transnet, под контролем которого находятся и другие порты Южной Африки, а также ж/д магистрали, ведущие к ним.

Отсюда уголь отправляется в Украину

Угольный терминал Кураганг (Порт Ньюкасл, Австралия)

Терминал Кураганг является самым большим и одним из старейших угольных терминалов, расположенных в порту Ньюкасл. Он, как и «Кураганг Айленд», располагается на одноименном острове в устье реки Хантер, но занимает большую площадь – 264 га. Он был запущен в 1984 году компанией BHP, управлявшей им до 1990 года. Тогда терминал перешел в собственность компании Port Waratah Coal Services LTD (PWCS), владеющей им и поныне. В 1994-2011 годах PWCS инвестировала в «Кураганг» свыше 2 млрд долларов, что позволило в восемь раз увеличить мощность терминала, которая сейчас составляет 113 млн тонн угля в год.

PWCS инвестировала в «Кураганг» свыше 2 млрд долларов, что позволило в восемь раз увеличить мощность терминала

Терминал Каофейдиан (Порт Таншань, Китай)

Угольный терминал Каофейдиан находится в порту Таншань, что в Северном Китае. Уголь является одной из основных статей грузооборота данного порта. В последние годы отмечается рост перевалки импортного «черного золота» из Австралии. Отметим, что мощность терминала составляет 150 млн тонн в год. Порт продолжает расширяться, поэтому можно предположить, что в ближайшие годы этот показатель может увеличиться.

Угольный терминал Каофейдиан находится в порту Таншань, что в Северном Китае.

Терминал Хуанхуа (Китай)

Порт Хуанхуа создавался исключительно для перевалки угля. Однако в 2010 году угольный терминал получил новых соседей – терминалы по перевалке сухих и наливных грузов. Изменения номенклатуры грузов стали возможны благодаря расширению акватории порта и прокладке фарватера для океанских судов водоизмещением до 100 тыс. тонн. Однако уголь все еще остается важной составляющей грузооборота порта. Сейчас мощность терминала по его перевалке составляет 150 млн тонн в год.

Терминал Циньхуандао (Китай)

Наибольший угольный терминал мира расположен в китайском порту Циньхуандао. Его мощность составляет 209 млн тонн угля в год, что позволяет уверенно опережать ближайших  китайских конкурентов – терминалы Хаунхуа и Каофейдиан. Отметим, что в конце 2000-х были озвучены планы по увеличению до 2015 года мощности терминала до 400 млн тонн в год. Однако впоследствии от такого масштабного проекта пришлось отказаться из-за переизбытка предложения и соседства с другими мощными терминалами.

Читайте также Топ 10 ведущих портов мира по версии Supply Chain

Крупнейший угольный терминал в мире находится в Китае