В 2018 году в Украине заработал Дорожный фонд, "Укравтодор" нарастил объемы ремонтов, а власти на местах не всегда успевали осваивать средства, выделенные на дороги. В одиннадцати областях эксплуатационное содержание дорог государственного значения стали выполнять частные компании, а некоторые иностранные подрядчики не смогли вовремя начать строительные работы. Об этом, а также об объемах финансирования дорожной отрасли в 2019 году ЦТС рассказала директор ГП "Укрдоринвест" Елена Криворучко.

IMG_0110 (1)   

Давайте начнем разговор с текущей ситуации на дорогах (интервью состоялось 26 декабря. - ЦТС). Из-за снегопада ограничено движение в 4-х областях Украины, машины стоят в многокилометровых заторах. Как вы считаете, можно ли улучшить ситуацию с очисткой дорог в таких случаях?

Тут нужно разбираться в деталях. Всю прошлую ночь в Полтавской области снег шел не переставая. Согласно действующим нормативам, дорога должна быть очищена хотя бы до проездного состояния в течение как минимум четырех часов после окончания снегопада. В ситуации, когда снег идет, не прекращаясь, даже по нашим международным контрактам, на подрядчика не могут накладываться штрафные санкции. Такие ситуации достаточно часто случаются в разных странах мира.

Как улучшить ситуацию с очисткой дорог? Однозначно должна быть более активная подготовка, учитывая поступающие прогнозы по ухудшению погоды.

Если мы говорим об автодороге М-03 и ситуации в Полтавской области, то там на сегодня работают самые лучшие дорожные организации, которые представлены на территории Украины.

Недавно глава "Укравтодора" Славомир Новак говорил, что уже в 11 регионах Украины эксплуатационное содержание части дорог госзначения осуществляют частные компании. Как прокомментируете эту тенденцию?

Да, у нас начинает развиваться частный рынок предоставления услуг по содержанию дорог, как в летний, так и в зимний период времени. С чем это связано? Ранее содержание дорог было функцией государства в лице ГАК "Автодороги Украины". С 2017 года ситуация начала меняться - стало понятно, что государство не может быть единственным оператором в сфере управления дорогами. Поэтому была поставлена задача пытаться развивать частный рынок предоставления таких услуг. И, как результат, на конец 2018 года мы видим, что в 11 областях не только на крупных магистралях, но и на местных дорогах в рамках децентрализации работают частные подрядчики. Большинство договоров заключены на годовой период, но есть и более долгосрочные.

Пять ведущих аудиторских компаний подали свои заявки на проведение аудита и написание стратегии дальнейшего развития ГАК "Автодороги Украины". Скорее всего, эта стратегия будет связана с приватизацией.

Этот тренд нужно развивать, поскольку то состояние, в котором сейчас находится ПАО ГАК "Автомобильные дороги Украины", не позволяет ей справляться с поставленными задачами. Поэтому сейчас мы реализуем проект Мирового банка по проведению полного аудита компании ПАО ГАК в рамках реформирования системы "Укравтодора". На сегодняшний момент пять ведущих аудиторских компаний подали свои заявки на проведение аудита и написание стратегии дальнейшего развития этой компании. Скорее всего, эта стратегия, как мы все объективно понимаем, будет связана с приватизацией ГАК "Автодороги Украины".  Поскольку на сегодня она убыточна и это бремя, которое несет на себе "Укравтодор".

Когда будет объявлен тендер на проведение аудита?

Этот тендер уже оглашен. Как я сказала, мы получили заявки от пяти компаний. Сейчас идет оценка поданных ими тендерных предложений. После согласования технической оценки с Мировым банком, на основании вскрытых финансовых конвертов, будет определен победитель. Я думаю, это произойдет в конце января-феврале. И аудитор сможет до лета завершить полноценную проверку. Мы надеемся, что до лета это будет возможно. Тут есть ряд факторов, которые могут влиять. Например, полное содействие со стороны областных автодоров по предоставлению бухгалтерской отчетности.

Основная цель - то, как видят процесс министр инфраструктуры и руководитель "Укравтодора" - это заключение респектабельной аудиторской компании и разработка дальнейшей бизнес-стратегии для крупной корпорации со штатом около 18 тыс. человек.

Идея полной приватизации. И я считаю, что это абсолютно правильный и эффективный подход - избавляться от старого и развивать что-то новое и эффективное.

В 11 областях не только на крупных магистралях, но и на местных дорогах в рамках децентрализации содержанием дорог занимаются частные подрядчики.

Если вернуться к частным компаниям, обеспечивающим содержание дорог в 11 регионах, какой общий километраж дорог они обслуживают?

Эту цифру назвать не могу, поскольку вопрос не в моей компетенции. Но в рамках того, что финансируется МФО, именно по содержанию дорог, это 187 километров дороги Киев-Чоп от Брод до Львова, которая находится в содержании иностранного подрядчика - компании Onur, на семилетний период.

Ранее вы говорили, что в идеале 400 км этой дороги должны обслуживаться частниками…

В этом году мы провели тендер. Первый этап - квалификация, второй - оценка ценовых предложений. Пока это конфиденциальная информация и официальные результаты тендера не утверждены Мировым банком, но могу озвучить, что цены абсолютно всех подрядных организаций, которые принимали участие в торгах, существенно выше оцененной стоимости заказчика. Поэтому сейчас в тесной кооперации с банком мы обсуждаем дальнейшую стратегию: сможем ли мы при таких ценах присудить контракт победителю, или все-же необходим будет повторный тендер, или нужна будет иная стратегия в рамках этого участка дороги.

Какая может быть другая стратегия?

Возможно, это будет не 400 км, а попробуем какой-то один участок в рамках одной области. Но скорее все же отмена и новые торги.

Как вы оцениваете первый год работы дорожной отрасли в условиях Дорожного фонда? Сколько средств освоено и, что будет с теми деньгами, которые освоить не успели?

Нужно понимать, что Дорожный фонд у нас ориентирован на дороги общего пользования государственного значения и местного значения в пропорции 60% на 35% соответственно.

Если мы говорим об освоении средств, ориентированных на дороги государственного значения, а это более 20 млрд грн, то работы выполнены и средства освоены в полном объеме. Сейчас речь идет и об отдельных программах, таких как Днепр-Решетиловка-Царичанка-Кобеляки, где реализуется крупный инвестпроект по реконструкции и строительству новой бетонной дороги, и ряде других проектов, таких как GO Highway - автодорога М-12, на которую было ориентировано 4 млрд грн и все успешно освоены. Здесь у нас проблем нет.

Если же мы говорим о работе облгосадминистраций в рамках децентрализации, тех субвенций, с которыми они смогли или не смогли справиться, то процент освоения разнится от области к области. Кто-то справился на 100%, кто-то - еле-еле на 57%. Проблемными остаются южные регионы - Одесская и Николаевская области.

Причины? Из субъективных - это работа руководителей в регионах. Например, в некоторых регионах руководство определило 2018 год переходным и оставило распорядителем средств этой субвенции службы автомобильных дорог.

Что касается средств, которые не были освоены, то будут ли они переходными, то есть доступными для распорядителей этих средств в следующем году, это вопрос Министерства финансов.

Те случаи, которые мы видели под конец года, когда в регионах укладывали асфальт на снег, они связаны с попытками местных руководителей успеть освоить деньги на ремонты?

Совершенно верно. Все хотят успеть освоить средства. Пока не изменится философия бюджетного планирования, такая ситуация будет сохраняться. Пока в Украине будет бюджетное планирование на один год, дорожная отрасль будет оставаться уязвимой, и мы всегда будем видеть подрядчиков, выполняющих работы в декабре и желающих получить за это оплату. В свете принятого среднесрочного планирования на три года, такой шаг позволит делать средства и подписанные контракты переходными. Потому что ни в одной нормальной стране мира дорожные контракты не подписывают на один год. Надеюсь, что в 2019 году мы уже увидим более позитивную картину именно в лице мелких распорядителей - районных администраций, поселковых, сельских руководителей. 

С точки зрения бюджетного финансирования и финансирования со стороны МФО, огромный акцент делается на коридор GO Highway.

Какие проекты сейчас ведет "Укрдоринвест"?

Их, как и прежде, три. Но также мы работаем и над новыми проектами с ЕБРР и ЕИБ. В том числе, над одним общим проектом, который будет финансироваться 50/50 ЕБРР и ЕИБ. Пока это рабочие консультации с точки зрения наполнения компонентов этого проекта, куда теоретически могут быть направлены средства. На сегодняшний момент для руководства МИУ и "Укравтодора" продолжает оставаться актуальным коридор GO Highway, который призван соединить порты Черного и Балтийского морей. Поэтому огромный акцент делается на этот коридор и с точки зрения бюджетного финансирования, и со стороны финансирования МФО. Сюда, например, входит дорога Львов-Тернополь, северный обход Львова и продолжение ремонта дороги Киев-Одесса.

49347917_1982572408446781_2249937627534852096_n

Что удалось сделать в 2018 году по вашим проектам?

Проекты МФО, прежде всего, ориентированы на новое строительство и реконструкцию дорог. Новых дорог не стало больше в 2018 году, однако в 2018 году было подписано рекордное количество новых контрактов в рамках доступных средств МФО. Если мы говорим в разрезе каждого отдельного проекта МФО и того, что будет продолжать выполняться в 2019 году, то по проекту ЕБРР - это продолжение реконструкции обхода Житомира. Работы здесь начали в июне, работает китайский подрядчик Sinohydro.

Подписан контракт и весной начнутся работы на участке Киев-Чернигов. Выиграла азербайджанская компания, которая впервые работает на украинском рынке – компания "АзВирт". Контракт предполагает, что в течение двух лет будет выполнен ремонт 80 км дороги между Киевом и Черниговом.

В течение двух лет будет выполнен ремонт 80 км дороги между Киевом и Черниговом.

Работаем над реализацией последнего, третьего, лота дороги Киев-Одесса. Это участок перед Белой Церковью (км 58 - км 87). Также мы договорились с ЕБРР и ЕИБ о том, что за счет сэкономленных средств в рамках реализации проекта "Панъевропейские коридоры" в 2019 году мы запустим новый проект, который будет касаться капитального ремонта участка дороги от Белой Церкви до границы с Черкасской областью. Это 40 км капитального ремонта.

Работаем над строительством двухуровневых транспортных развязок вокруг Киева: две развязки на дороге М-05 Киев-Одесса (Чабаны и Южное кладбище), а также три развязки на дороге М-06 Киев-Чоп (Чайка, Стоянка и Белогородка).

Проблемы с отводом земли под эти развязки с властью Киева уже решены?

Все комиссии городского совета пройдены. К сожалению, на последней сессии городского совета депутатам не удалось проголосовать за окончательное решение. Надеемся, это удастся сделать со второй попытки. Главное, что все комиссии пройдены, и получено положительное заключение.

Когда ожидается вторая попытка?

Пока неизвестно.

Вы упомянули китайскую компанию Sinohydro. У них были проблемы со стартом работ. Сейчас все хорошо?

Проблемы были с немного не той философией выполнения работ, к которой мы привыкли. Данный подрядчик все свои усилия на стартовом этапе бросил на то, чтобы абсолютно с нуля создать строительную производственную базу, которая является и местом проживания персонала, выполнения работ, хранения материалов, отливки специализированных труб (этого не делает ни один из подрядчиков на территории Украины). По сути, это полноценный городок. Он построен, и это выглядит действительно внушающе.

Они уже начали выполнять работы, связанные с реконструкцией обхода Житомира - это земляные работы непосредственно на объекте, укладка дренажной системы. В принципе, идут плюс-минус в графике. Объект сложный и предполагает 24 месяца для реализации. За зимний период они закончат всю необходимую бумажную работу, связанную с утверждением рабочих чертежей и т.д. А основной объем работ придется на 2019 год.  

Если в целом говорить о результатах по МФО, то я рада итогам 2018 года. Выборка средств по Мировому банку составила 94 млн долларов. Если сравнивать с 2017 годом, то тогда этот объем был 25,4 млн долл., в 2016 - 22 млн долл. Наибольший пик придется на 2019 год, поскольку одно из кредитных соглашений с банком действительно до июня 2020 года.

Какова общая сумма финансирования проекта Мирового банка?

У нас недовыбранными остаются порядка 120 млн долл. в этом проекте. Это то, что нам реально необходимо, и теоретически может быть выбрано в 2019 году. А то, что нам довело Министерство финансов - это порядка 70 млн. долл. для двух проектов. Но будем говорить с Минфином по мере строительного года о том, чтобы перебрасывать деньги с других проектов.

Чем я недовольна и, что является недоработкой, как с украинской стороны, так и со стороны Европейского инвестиционного банка: бюджетом 2018 года было предусмотрено получение транша в размере почти 35 млн евро. К сожалению, уже два года у нас не продлено финансово-кредитное соглашение с ЕИБ, и мы не можем получить этот транш. Выборка по Европейскому инвестиционному банку составляет ноль.

Какая выборка по проекту ЕБРР?

В 2018 году она составила 37,3 млн евро - это порядка 1 млрд 172 млн грн, при том, что план у нас был 1 млрд 132 млн грн.

Вернемся к китайским подрядчикам - были претензии к Xinjiang Communications Construction Group по поводу ремонта дороги в Хмельницкой области…

Это как раз участок GO Highway в Хмельницкой области - 40 км дороги М-12 перед въездом в г. Хмельницкий со стороны Винницы.

Работой подрядчика недовольны ни мы, ни Мининфраструктуры, ни обладминистрация. Был поставлен ряд условий для китайской компании - если с началом строительного сезона не будут достигнуты определенные показатели: наличие необходимой техники, строительных материалов и квалифицированной рабочей силы, то данный контракт будет прекращен. Надеемся, китайская сторона услышала этот месседж, поскольку он достаточно серьезен, в том числе, и со стороны Мирового банка. У нас нет времени медлить - кредитное соглашение заканчивается в 2020 году, так что контракт должен быть выполнен до конца 2019 года при любых обстоятельствах.

То есть в этом году эта компания ничего не сделала?

Они сделали 4% от необходимого.

Когда для нее будет дедлайн? 

Поставлен дедлайн - март 2019 года. Если до того момента будет понятно, что они не могут выполнить работы, то контракт будет прекращен, и будут предложены пути проведения тендерных процедур - ускоренных, сокращенных…

Китайская Sinohydro задержалась с началом строительных работ на обходе Житомира, поскольку строила производственную базу.

Известные компании (не китайские) проявляют интерес к выходу на украинский рынок?

Проявляют. Сейчас очень большая конкуренция - "мини-Турция" на территории Украины (смеется. - ЦТС) - большое количество турецких компаний, азербайджанские компании (мы уже говорили об азербайджанской компании, которая впервые выиграла в Украине крупный тендер на 131 млн евро - это дорога Киев-Чернигов).

А что слышно о компании VINCI, приход которой неоднократно анонсировали?

В VINCI были заинтересованы в развитии концессионных проектов. Пока по ним у меня нет никакой информации, поскольку это все же прерогатива Министерства инфраструктуры. Приоритетом тут остается концессия дороги Львов-Краковец. Но, к сожалению, пока по этой дороге нет тендерной документации, и мы не можем объявить торги. Мировой банк заинтересован - они завершили исследование и готовы помогать в разработке тендерной документации для Львов-Краковец и для других проектов. Они проанализировали рынок, провели консультации с потенциальными концессионерами. Результаты этого исследования достаточно положительные, однако есть один нюанс - заинтересованность компаний подтверждается, но только в случае, если это будет пул проектов, а не одна секция, например, Львов-Краковец.

Мировой банк предлагает разработать пул концессионных проектов. Потому что приходить на один участок таким операторам как VINCI, и даже китайским - неинтересно.

Было предложено МИУ совместно с "Укравтодором" разработать комплексную программу - пул, состоящий хотя бы из трех проектов. Потому что приходить на один участок таким операторам как VINCI, и даже китайским - неинтересно.

Проводилась ли какая-то оценка относительно того, есть ли целесообразность в предложении такого пула?

Да, есть целесообразность. Этим занимались и Мировой банк и IFC - они анализировали возможные проекты с точки зрения greenfield и brownfield. Greenfield - строительство с нуля; brownfield - это, например, имеющиеся дороги второй категории расширяем до первой, и таким образом они становятся платными. Но, к сожалению, в нашей политической ситуации, проекты brownfield не являются целесообразными. Хотя, если говорить об экономической составляющей, они мега-feasible (осуществимы. - ЦТС), и Мировой банк предлагает нашему правительству двигаться в этом направлении.

Но, все же, учитывая наш нынешний уровень осведомленности населения, думаю, это вызовет шквал недовольства. Поэтому в планах Министерства инфраструктуры и "Укравтодора" - проекты концессионных дорог greenfield.

Пул возможных концессионных проектов, о котором вы говорите, пока не сформирован?

Пока нет. Есть ряд проектов, о которых говорят. Это Киев - Белая Церковь, строительство кольцевой вокруг Киева… но реальных проектов с уже готовой тендерной документацией, к сожалению, нет.

Что можете назвать самым большим успехом 2018 года и провалом в дорожной отрасли?

Провалом я бы все-таки назвала работу некоторых областных государственных администраций в рамках децентрализации по субвенции. Основным успехом я считаю работу Дорожного фонда, 100-процентное освоение его средств, ориентированных на дороги государственного значения. Это говорит о том, что "строительная машина" в 2018 году была запущена. Мы говорим о прямом освоении дорожными компаниями порядка 1 млрд евро на территории Украины - это невероятный успех.

В 2019 году у нас будет рекордное погашение долговых обязательств, в т.ч. перед МФО. И если мы говорим о дорогах государственного значения, это будут те же 20 млрд грн, что и в 2018-м, но будет немного больше потрачено на эксплуатацию.

Будем надеяться, что тенденция сохранится. Финансирование на 2019 год, хоть номинально, но становится больше (речь о сумме 56 млрд грн), однако не стоит забывать, что в этом году у нас будет рекордное погашение долговых обязательств, в т.ч. перед МФО. И если мы говорим о дорогах государственного значения, это будут те же 20 млрд грн, что и в 2018-м, но будет немного больше потрачено на эксплуатацию - 5,9 млрд грн. И я надеюсь, что нам удастся все же уговорить Министерство финансов, и в рамках кредитов МФО мы выберем гораздо больше, чем запланированные 4 млрд грн.

Какие проекты должны быть реализованы, чтобы считать 2019 год успешным?

Моя мечта - завершить дорогу М-05 Киев-Одесса. Завершить то, что нерадивые подрядчики бросили в 2016 году и китайские подрядчики не домучили в 2018-м - дорогу Лубны-Полтава. Думаю, у нас получится, и по итогам 2019 года коридор М-03 станет дорогой первой категории на всей протяженности вплоть до Харькова.

Читайте также Бюджет-2019: Сколько денег досталось транспортной отрасли