Воровать стали в три раза больше! Такую информацию обнародовала "Укрзализныця" по итогам двух первых месяцев 2017 года – в январе-феврале компании был нанесен ущерб почти на 9 млн гривен, тогда как за аналогичный период прошлого года эта цифра составляла 2,9 млн грн. Воруют не только грузы, но и, что более опасно, элементы железнодорожной инфраструктуры. Количество краж и случаев разукомплектования железнодорожной техники и инфраструктуры постоянно увеличивается и обретает черты социальной проблемы, признают в УЗ.

Эту позицию разделяют и операторы частного вагонного парка, отмечая, что особо угрожающих масштабов проблема достигла в последние два года. И, если потерей грузов уже никого не удивишь, то разукомплектование вагонов и то, как это делается, все еще может шокировать владельцев вагонов и экспедиторов. Последствия хищения элементов подвижного состава лежат не только в экономической плоскости, но и несут потенциальную угрозу ж/д инфраструктуре, жизни и здоровью отдельных граждан – ведь неизвестно, чем в один прекрасный момент может аукнуться, например, работа вагонов с некомплектной тормозной системой.

Проблема воровства на железной дороге не нова, но все участники рынка отмечают, что особенно ситуация обострилась в последние годы. "Количество краж комплектующих участилось за последний год, - отмечает президент Ассоциации "Укрведтранс", в которую входят операторы грузовых ж/д перевозок, Наталья Петриченко. - С 2016 года явление стало носить систематический, массовый характер". С ней солидарны и в крупнейшей частной операторской компании "Лемтранс", где указывают, что негативная тенденция учащения случаев хищения с вагонов дорогостоящих деталей началась с декабря 2015-го и продолжила нарастать в течение всего 2016 года.

Кражи грузов, а также разукомплектование вагонов во время перевозок ведут к тому, что бизнес начинает возить товары в обход территории Украины. В результате это негативно сказывается на инвестиционном климате в целом, отмечают в Европейской Бизнес Ассоциации. Здесь даже вынуждены были провести круглый стол с представителями "Укртрансбезопасности", УЗ и Нацполиции из-за участившихся случаев воровства на транспорте.

Безусловно, всплеск хищений на железной дороге, является отражением общей ситуации в стране. Слабый контроль власти над соблюдением законности, неэффективность силовых органов, сложное экономическое положение не могут не способствовать росту преступности, в том числе и в отношении такого лакомого куска, как железная дорога.

Каковы же масштабы проблемы?  

Что воруют?

Грузопоток металлолома, который тут же сдают обратно на лом – одна из наиболее "ликвидных" и лакомых мишеней для воров. Так, в марте Приднепровская ж/д сообщала, что бойцам ведомственной охраны трижды пришлось применять огнестрельное оружие, чтобы отпугнуть покушавшихся на вагоны с металлоломом на перегоне Пятихатки-Железняково. А на станции Николаевка-Донецкая четверо похитителей пытались украсть 5 тонн угля. Хотя общая номенклатура грузов, фигурирующих в преступных схемах, поражает широтой: на Приднепровской ж/д сообщают о кражах из вагонов металлопроката, деревянного бруса, удобрений, ГСМ, подсолнечного масла.  

В целом, в "Укрзализныце" говорят о 781 зафиксированном случае кражи грузов и имущества за первые два месяца 2017 года. В 2016 году военизированная охрана УЗ зафиксировала 4 120 случаев краж, которые нанесли железнодорожникам 37,7 млн гривен убытков. За совершение краж были задержаны 842 человека, из которых 220 - за кражи груза, остальные 622 - за кражи оборудования ж/д инфраструктуры.

Где воруют больше?

(Зарегистрированные уголовные правонарушения - по данным Генпрокуратуры)

006

Инфографика подготовлена Юлией Малич, менеджером Комитета по логистике Европейской Бизнес Ассоциации

Однако операторы частных вагонов указывают, что проблема носит куда более масштабный характер, и фиксируемые случаи воровства – это лишь капля в море. Так, по словам одного из экспедиторов, пожелавшего остаться неназванным, в минувшем году у его компании была ситуация, когда из 100 вагонов по пути следования в общей сложности было украдено почти два контейнера импортной бумаги - из каждого контейнера на разных станциях воровали по 2-3 поддона с бумагой. Факт воровства был зафиксирован полицией, но результата не было никакого. Также собеседник ЦТС рассказал о случаях воровства у других компаний: пеллетов, холодильников и даже косметики. А на одной из ж/д станций произошла нелицеприятная ситуация с двумя рефрижераторными контейнерами: за ночь, не то что груз украли, – разворовали холодильные установки, вытянули все оборудование, компьютеры, компрессоры по 150 кг.

Заместитель гендиректора Ассоциации международных экспедиторов Украины Виктор Берестенко в комментарии ЦТС говорит, что практически каждая компания – член Ассоциации имеет свой собственный кейс, связанный с кражей груза либо оборудования на железной дороге (ж/д перевозками и экспедированием на ж/д транспорте занимается 105 компаний – членов АМЭУ). Чаще всего воруют продовольственные грузы, оборудование, то, что легко потом сбыть на рынках. Это товары народного потребления, одежда, продукты питания.

"Раньше ведь такого воровства не было. Но последние два года – это ужас! При этом, мы платим УЗ за охрану от 900 до 1500 грн за контейнер", отмечают операторы.

Вагоны без тормозов

Но кража грузов – это только надводная часть айсберга, куда более интересные сюжеты разыгрываются с воровством деталей и механизмов подвижного состава.

В УЗ говорят, что железнодорожники – первые, кто ощущает на себе проблему хищения деталей и узлов грузовых вагонов. По информации региональных филиалов "Укрзализныци", в 2016 году было взято на учет почти 300 случаев хищения частей грузовых вагонов. Не улучшилась ситуация и в 2017 году - уже зафиксировано 97 краж частей грузовых вагонов.

Злоумышленники похищают наиболее доступные и металлоемкие детали вагонов. Чаще всего это детали тормозного оборудования (главные и магистральные части воздухораспределителей, авторежимы, затяжки горизонтальных рычагов), крепежные крышки буксовых узлов.

"Если говорить о масштабах, то официальная статистика зачастую существенно отличается от реальной картины. Только за последний год нами было зафиксировано 5 160 случаев разоборудования наших вагонов, и это не окончательная цифра. Ущерб от хищений исчислялся миллионами гривен", - прокомментировали ЦТС ситуацию в компании "Лемтранс".

В Ассоциации международных экспедиторов Украины заявляют, что воруют  детали вагонов и специального оборудования (контейнеров, флекси-танков) "Снимают целые металлические площадки, предназначенные для передвижения по танк-контейнеру. Особенно подвержены разворовыванию клапаны и крышки сливных люков в танк-контейнерах, изготовленных из нержавеющей стали. За последние 4 года таких случаев было порядка 5-6 только по одной компании (ЧП "АСКО"). Причем, эти детали снимают, когда танк-контейнеры следуют в порожнем состоянии. Часто встречаются и случаи хищения тентов с контейнеров опен-топ (Open-Top)", - говорит Виктор Берестенко.

Об одном из случаев  хищения тентов рассказывает  и Владимир Деменко, гендиректор транспортно-экспедиторской компании "Левада Карго": "Мы везли трубы из Днепра на Клайпеду в таких вагонах. Пока груз дошел из Днепра до Бережести, у нас украли брезент два раза. Пришлось дважды отправлять бригаду, которая ночью на станциях монтировала этот брезент".

Но руководитель "Левада Карго" может рассказать и о других фактах: для компании актуальна проблема с транзитным потоком из Польши. Оттуда идут контейнеры с химическими грузами, которые через станцию Изов заходят в Украину и на Суземка-Зерново выходят. Эти грузы идут под транзитом, а если это транзитный груз, то компания не имеет права доступа к нему. А в это время с контейнеров воруют металлические люки, манометры, датчики, алюминиевые лестницы.

С вагонов "Лемтранса" чаще всего воруют  детали тормозной системы: затяжки горизонтальных рычагов (железная деталь с толщиной металла 25 мм и весом 27-30 кг), авторежимы, авторегуляторы, балочки авторежимов и т.д.  Но самый критичный вопрос - это хищение дефицитных и дорогостоящих главных и магистральных частей воздухораспределителя. Эти детали входят в тормозную систему вагонов, без них вагон становится нетормозным. Хищение данных деталей - это не только материальный ущерб компании. Под угрозу, прежде всего, ставится безопасность движения поездов, что может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций.

Наталия Петриченко, президент Ассоциации "Укрведтранс", в которую входят операторы грузовых ж/д перевозок также подтверждает, что факты воровства деталей вагонов имеют место. Причем, все обращения в правоохранительные органы по данному вопросу, не дают результатов.

009

По ее словам, снимаются не только комплектующие, находящиеся снаружи вагона. Есть случаи, "когда вагон попадает в ремонт, и с него снимаются колесные пары, после чего  выясняется, что там уже стоят комплектующие 70-х годов производства совершенно не того завода, который комплектовал колесную пару. То есть в ходе эксплуатации эти детали были несанкционированно заменены".

"Под вагон подкатывается старогодняя колесная пара, на которой затирается ее индивидуальный номер и сверху выбивается индивидуальный номер снятой колесной пары с отличными (хорошими) параметрами", - сетует Н. Петриченко.

Помимо этого, перечень деталей и узлов, которые подвергаются краже (замене) с приватных вагонов, с которыми сталкивается "Укрведтранс", схож с тем, который озвучил "Лемтранс" и включает следующие позиции: затяжки тормозной рычажной передачи, главная и магистральная части воздухораспредителя, авторежим, балочка авторежима, смотровая и крепительная крышки буксовых узлов колесных пар, крышки люков полувагонов.

В "Укрзализныце" считают, что, скорее всего, похищенные узлы и детали вагонов сдают на металлолом. Аналогичной точки зрения придерживается В. Берестенко: "Основная цель - нажива. Скорее всего, снятые с вагонов и контейнеров детали и обшивка идут на металлолом".

"Вы сами понимаете, что поменять колесную пару где-то в поле невозможно. Меняются такие вещи только в производственных условиях, где есть соответствующее необходимое оборудование, – говорит Н. Петриченко в комментарии ЦТС, добавляя, - У нас все вагоны 2004 года выпуска и позже, поэтому именно с этих новых вагонов снимаются комплектующие. А куда они деваются – это вопрос открытый".

В "Лемтранс" считают, что люди идут на преступление по разным мотивам. Люди теряют работу и остаются без средств к существованию. Кого-то это может подтолкнуть на совершение преступления. Хищениями занимаются физические лица или группы лиц. Одни снимают детали и сдают их на лом, другие сбывают детали на рынке. Чаще всего, отмечают в компании, детали с вагонов похищают квалифицированно: со знанием и пониманием тонкостей работы.

"ООО "Лемтранс" неоднократно обращалось по проблеме сохранности подвижного состава в адрес ПАО "Укрзализныця", однако никакой конкретной реакции по этому вопросу нет.  "Во всем виноваты "бомжи", которые воруют детали", - зачастую мы слышим именно такой ответ", - говорят в компании. 

Считать воров террористами?

В "Укрзализныце" заявляют, что проблему с воровством комплектующих вагонов и элементов ж/д инфраструктуры можно решить только на государственном уровне. Необходимы изменения в законодательство Украины относительно усиления уголовной ответственности за умышленное повреждение железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава. Например, исходя из возможных трагических последствий от умышленного разоборудования инфраструктуры или подвижного состава, такое несанкционированное вмешательство в деятельность железной дороги можно приравнять к терроризму.

Согласимся с позицией УЗ, что проблема с разоборудованием вагонов уже давно вышла за пределы региональных филиалов.  Для ее решения ПАО "Укрзализныця" необходимо сосредоточить усилия на решении вопросов по обеспечению сохранности вагонного парка, обратив особое внимание на недопустимость необоснованного сокращения контингента работников, непосредственно связанных с обеспечением сохранности и содержания в технически исправном состоянии подвижного состава. Стоит обратить внимание и на проблему недостаточного материально-технического обеспечения вагоноремонтных предприятий УЗ. 

Должна выполняться четкая система распределения полномочий, обязанностей и ответственности по обеспечению сохранности парка подвижного состава всех участников перевозочного процесса.

Замгендиректора АМЭУ В. Берестенко считает, что решать проблему воровства грузов нужно за счет улучшения качества подвижного состава, усиления охраны перевозимых грузов.

"Проблема в том, что после того, как расформировали транспортную милицию и прокуратуру, никто теперь не выполняет их функции. Вроде бы полиция должна это контролировать, но, по факту, никто этого не делает", - говорит гендиректор "Левада Карго" Владимир Деменко, который считает, что усиление контроля за ж/д грузами со стороны правоохранителей было бы не лишним.

В Комитете по логистике Европейской Бизнес Ассоциации для борьбы с кражами на ж/д предлагают создать дополнительные маршруты патрулирования подразделениями МВД в областях, где фиксируется наибольшее число таких преступлений. Также контроль за перевозками грузов железными дорогами можно усилить  путем размещения дополнительных камер наблюдения.

Можно привести в пример и опыт соседней Польши, где с воровством грузов борются с применением беспилотных летательных аппаратов. Так, грузовая ж/д компания PKP Cargo информировала об уменьшении на 39% количества краж и сокращении на 48% убытков вследствие злодеяний. Такие результаты использования дронов были достигнуты в течение трех кварталов 2016 года. Сейчас компания рассматривает возможность для увеличения количества летательных аппаратов, исходя из полученного позитивного опыта.

В компании "Лемтранс" считают, что необходимо четко оговорить ответственность за допущение случаев разоборудования вагонов на путях общего пользования, включив туда сроки и условия их ремонта (восстановления) за счет виновных лиц или, в случае не установления таковых, за счет владельца путей общего пользования. Только такой подход, уверены в компании, заставит ПАО "Укрзализныця" обратить более пристальное внимание на проблему. 

Читайте также Железные монстры: Как решить проблему повреждения вагонов грейферами