Начиная с сентября 2018 года, Центр транспортных стратегий реализует проект "Наш вагон" - на конкретных примерах четырех вагонов (полувагона, зерновоза, крытого вагона, платформы) отслеживается их движение, в ежедневном режиме фиксируется местоположение и операции, которые с ними осуществляются.
Партнерами проекта выступают компании-лидеры по каждому из сегментов рынка оперирования ж/д вагонами: "Левада Карго", "Вертикаль", "Лемтранс" и "Квадро Центр". Каждая из них на ежедневной основе предоставляла информацию о локации и статусе одного из своих вагонов.
Проект максимально прозрачен - статистика сохраняется в ГИВЦ УЗ и все данные можно верифицировать.
По истечению четырех месяцев были подведены промежуточные итоги слежения за вагонами, отмечены ключевые тенденции и закономерности. Их обсуждение состоялось на площадке Европейской Бизнес Ассоциации.
Результаты первого этапа проекта показали, что самые большие задержки рейсов зафиксированы у крытого вагона - за четыре месяца суммарное время задержки составило 41 сутки, на втором месте зерновоз - 20 суток, полувагон - 18 суток, фитинговая платформа - 9 суток.
В целом, исследование дает возможность посмотреть на проблемы, которые есть в системе перевозок, не усредненно по рынку, а более предметно.
Андрей Шкляр, руководитель экспертного направления ЦТС-Консалтинг
На протяжении четырех месяцев консультанты ЦТС анализировали и систематизировали информацию от партнеров. Первые полные результаты будут видны уже в начале апреля, тогда можно будет проанализировать статистику за шесть месяцев. Она будет более показательна, а также учтет комментарии участников, сезонность и т.д. В будущем мы планируем расширить поле исследования, вовлечь в проект большее число операторов, сравнить эксплуатационные показатели работы частных вагонных компаний и ЦТЛ УЗ.
Уже по результатам первого этапа видны значительные расхождения с нормативными показателями "Укрзализныци". В частности, по нашим данным, в повагонной отправке среднесуточный пробег зерновоза составляет 85,1 км, крытого вагона - 63,8 км, фитинговой платформы - 87,9 км, полувагона - 57,3 км. То есть среднесуточная скорость движения вагона в повагонной отправке уже более, чем в 2,5 раза ниже нормативной скорости в 200 км/сутки. Анализ данных показал, что многие вагоны не доезжают вовремя из-за проблем с дефицитом тяги и простаивают в ожидании формирования поезда. Кроме дефицита материальных активов, сказывается также и нехватка людей для осуществления базовых операций по формированию и обслуживанию составов.
Александр Ткачук, директор компании "Квадро Центр"
Проект "Наш вагон" является мощным шагом в понимании процессов, происходящих на железной дороге, и их причин. Не секрет, что всей "официальной железнодорожной" информацией владеет УЗ. Это позволяет монополисту трактовать данные об обороте государственных и частных вагонов в свою пользу, для лоббирования собственных бизнес-интересов. Разумеется, участники рынка знают о проблемах несвоевременной доставки грузов и подачи вагонов под погрузку. Но проект "Наш вагон" создает альтернативный источник информации для объективного анализа и понимания состояния дел в сфере железнодорожных грузоперевозок.
Крытый вагон. 9 из 13 рейсов были завершены с опозданием (в среднем на 5 суток). Наибольшее опоздание составило 15 суток от плана движения.
Промежуточные результаты проекта указывают, что причиной задержек в доставке грузов являются не только дефицит тяги и время накопления вагонов. Проблемы здесь более системные, а именно - нехватка локомотивных бригад, "вагонников" и составителей поездов, отсутствует реальная система планирования перевозок и т.д. Эти проблемы являются объединяющим фактором для всех участников грузовых перевозок, и указывают на необходимость Украинской железной дороги уделить должное внимание операционным процессам.
Выявление пяти-семи основных проблем и их решение значительно улучшили бы эффективность железной дороги и, соответственно, повлияли бы на сроки доставки вагонов.
Светлана Куфтова, "Лемтранс"
Проект наглядно продемонстрировал последствия существующей в "Укрзализныце" проблемы, связанной с отсутствием должного количества рабочего парка локомотивов, в следствие чего снижается оборачиваемость вагонов. Мы можем констатировать, что общий оборот подвижного состава компании "Лемтранс" на путях общего пользования "Укрзализныци" увеличился с 7,35 суток в 2017 году до 8,06 суток в 2018-м - иными словами прирост составил 0,71 суток. Важно понимать, что в этой ситуации теряют абсолютно все. Операторы - потому что упала интенсивность движения. Грузоотправители - потому что не могут полностью отгрузить весь груз. "Укрзализныця" - потому что снижается объем перевозок.
Полувагон. 5 из 17 рейсов были завершены с опозданием (в среднем на 8 суток). Наибольшее опоздание составило 15 суток от плана движения.
Владимир Деменко, директор компании "Левада Карго"
Проект "Наш вагон" - в целом интересная и правильная инициатива, которая показывает часть проблем клиентов УЗ. Уже сейчас исследование ЦТС демонстрирует, что скорость движения грузов является острой проблемой для грузоотправителей. Можно сказать, что данные, которые были получены в результате исследования, это еще достаточно облегченная версия того, что реально происходит на железной дороге. Согласно нормам "Укрзализныци", расстояние в 613 км наша платформа должна проходить за пять суток. И когда мы говорим, что к этим пяти суткам нужно добавить еще сутки-двое незапланированного движения - это очень много.
Фитинговая платформа. 10 из 23 рейсов завершены с опозданием (в среднем на 3 суток). Наибольшее опоздание составило 6 суток от плана движения.
Проблема "реальной" скорости движения усугубляется с каждым годом, превращая вагоны в "склады на колесах". Возможно, на следующем этапе данного проекта удастся классифицировать основные проблемы, которые влияют на скорость движения. Это, например, нехватка локомотивов, персонала (локомотивные бригады, составители) и т.д. Задача - выявить такие факторы и попытаться совместно с УЗ найти пути решения ключевых проблем.
Олег Бурлаченко, генеральный директор компании "ТЭП Вертикаль"
Проект показывает реальные цифры, а также подтверждает причины задержки движения вагонов. В частности, у нашей компании самые большие задержки происходят на припортовых станциях в ожидании захода в порт; есть проблемы на начальном этапе, то есть при погрузке. Но основное - это маневровая и магистральная тяга - их дефицит. Вагоны-зерновозы сейчас на рынке, по-моему, уже в переизбытке. И те темпы, которыми вводит в эксплуатацию новые вагоны наша компания и частные собственники, в краткосрочной перспективе могут привести к коллапсу - у нас будет очень много вагонов, которые никуда не будут ездить. Поэтому, думаю, что вагоны уже покупать не нужно, но необходимо решать вопрос с маневровой и магистральной тягой.
Зерновоз. 9 из 19 рейсов были завершены с опозданием (в среднем на 3 суток). Наибольшее опоздание составило 6 суток от плана движения.
Хотелось бы, чтобы "Укрзализныця" повернулась к нам лицом. Мы рассматриваем данные проекта "Наш вагон", как возможность вывести диалог бизнеса и УЗ на более высокий уровень. Мы не ходим по большим кабинетам, но ЦТС своими медийными возможностями и публичностью может донести озвученную здесь проблематику до более широкой аудитории - и мы бы хотели, чтобы нас услышали.