- Шановні пасажири, продовжується посадка на поїзд "Чотири столиці" сполученням Київ-Рига № 31. Поїзд знаходиться на першій колії.
В холле центрального железнодорожного вокзала пассажиры с интересом разглядывают зону таможенного контроля. Ее обустроили с левой стороны от эскалатора в центральном холле вокзала. Два коридора: зеленый и красный. Сотрудник таможенной службы объясняет: красный для тех, кто декларирует сумму более 10 тыс. евро, а также, если кто-то путешествует с животными, чтобы пройти ветеринарный контроль. Зеленый - упрощенный. Тут же выборочно проверяют багаж. Попасть к поезду можно только так. С улицы перрон огородили металлическим забором и поставили охрану.
"Я родилась в Литве и езжу туда каждый год. Сейчас еду на встречу выпускников", - рассказывает Алла, ожидая прохождения контроля.
Раньше женщина путешествовала автобусом, но на поезде удобнее, хоть и дороже. Цена на проезд - от 1662 до 4487 грн и зависит от маршрута. Так, из Киева до Риги стоимость проезда в купе составит 2248 грн, в СВ - 4487 грн, в Вильнюс стоимость билета - 1662 грн, СВ - 3315, и это даже дешевле, чем в Минск, где за купе придется заплатить 1878 грн, а СВ - 3622 грн. Руководитель Украинской железной дороги Евгений Кравцов объяснил это тем, что в Минск есть ночной поезд, и цена должна быть конкурентной.
На перроне пустынно. Пассажиры выходят по одному из здания вокзала. В основном, это люди старшего возраста, привыкшие к поездам. Возле каждого вагона - два проводника. Они быстро проверяют билеты, помогают с багажом. Чтобы попасть на должность проводника этого поезда нужно было соответствовать нескольким критериям: знание иностранного языка, высшее образование, отсутствие выговоров в личном деле и возраст не старше 35 лет. Конкурс был не очень большим: подалось 30 человек из которых 24 приняли.
"На собеседовании спрашивали, почему я хочу тут работать. Сказал, что хотел бы отметить для себя еще и этот маршрут. Я всегда ездил на международных поездах: София, Прага, Будапешт", - рассказывает проводник Андрей.
"Мы сейчас работаем над тем, чтобы добавить пятую столицу - Таллинн", - Е. Кравцов.
Поезд "четырех столиц" изначально должен был быть поездом "пяти столиц". Об этом еще в июне прошлого года впервые сообщил министр инфраструктуры Украины. Позже Владимир Омелян отмечал: "По дороге потеряли Таллин, но я надеюсь, он будет присоединен". В данный момент, по словам Евгения Кравцова, с пятой столицей ведутся переговоры: "Мы сейчас работаем над тем, чтобы добавить пятую столицу - Таллинн. Надеемся, что это произойдет в этом году или начале следующего".
"Взяли с собой и горилку и закуску. Все как полагается", - пассажир Василий смеется на весь перрон, предвкушая поездку.
Оно и правильно, что взяли. В поезде смогут предложить только чай, кофе и печенье. Горячего питания пока что нет, а ехать до Риги, как не крути, 19 часов. В скором времени в УЗ обещают решить этот вопрос. "Пока что в поездах мы предлагаем наше традиционное питание. Есть проект до конца года внедрить горячее питание. В ближайшую неделю мы планируем подвести итоги пилотного проекта, который мы запустили три месяца назад. Международные поезда - это как раз те направления, где нам необходимо внедрять дальше эту услугу", - отметил Кравцов.
"Есть проект до конца года внедрить горячее питание. Международные поезда - это как раз те направления, где нам необходимо внедрять дальше эту услугу", - Е. Кравцов.
Молодая мама с двумя детьми рассказывает, что едет поездом, потому что у младшего ребенка сложная болезнь и летать он не может. Мужчина средних лет Алексей говорит, что автобусом уже ездил, теперь попробует поездом. Плюс для него в том, что нет такого строгого ограничения с багажом, как в самолете.
"Я уже не один год езжу на работу в Литву, вещей с собой много. Если лететь самолетом, то за багаж нужно заплатить, как еще за одно место”, - рассказывает пассажир.
Поезд окрашен в новый фирменный цвет - "белая устрица", также нанесен новый логотип, который компания презентовала днем ранее. На вагонах указано, что их построили в 1986-1988 годах, однако их эксплуатацию продлили до 2028 года после ремонта, завершенного в 2018 году. Вагон с СВ-местами построили в 2008 году. Состав из 10 вагонов - девять из них купе и один СВ. В вагонах чисто и опрятно. Верхние полки купе уже застелены постелью. "Поезд полностью укомплектован новой постелью, матрасами, одеялами и подушками", - рассказывает один из проводников.
В хвост поезда по платформе бежит пограничник с собакой. В 13:45 поезд закрывают и проводят пограничный контроль. Один из пассажиров, рассказывает, что контроль прошли быстро. "Только глянули паспорта", - уточняет Денис. После проверки из поезда уже никого не выпускают и не впускают в него. На пути следования пассажиры прошли еще два пограничных контроля. Денис рассказывает, что в Беларуси проверка заняла не более 30 мин. "Вопросы стандартные: цель поездки, когда назад? Вещи не проверяют", - делится впечатлениями пассажир первого рейса.
Поезд прибыл на вокзал Риги в 9:06. Там его встречали с оркестром, так же, как и в столице Литвы - Вильнюсе. По словам представителя железнодорожной компании Латвии, такой проект является уникальным для Европы. А в УЗ уже сообщили, что после 11 тестовых рейсов стороны вновь сядут за стол переговоров, после чего и решится дальнейшая судьба первого украинского международного поезда в ливрее цвета "белой устрицы".
Читайте также 5 ответов "Укрзализныци" о железнодорожном сообщении с Россией