"Меня часто спрашивают: какая у вас стоимость ремонта 1 км дороги? Я спрашиваю в ответ - сколько вы за обед платите? Они говорят, что это зависит от того, где обедать. А я им говорю, что вообще не обедаю, а значит, ничего не плачу…", - так на мой вопрос о стоимости строительства 1 км дороги ответил один из экспертов дорожной отрасли. Другие сравнивали с покупкой обуви и даже помидоров на рынке. Однозначный вывод - стоимость строительства дороги зависит от многих факторов, начиная от местности и заканчивая краской для разметки, и едва ли может быть одинаковой на разных участках. Но все же мы попытались разобраться, какова же средняя цена на строительство и ремонт дорог в Украине, и выделить основные факторы, влияющие на стоимость.
Все начинается с проекта
Любая дорога начинается с проекта. Будь то проект нового строительства, капитального ремонта, реконструкции или проект текущего среднего ремонта дороги. Наименьшая цена проектирования текущего среднего ремонта дороги, по данным специалистов, должна быть не ниже 100 тыс. за 1 км, капитального ремонта - 1 млн грн за 1 км, реконструкции - 2-2,5 млн грн, проекта новой дороги - 3 млн грн. "Самое дорогое в проектировании дорог - это искусственные сооружения - эстакады и мосты. Они занимают около 40% от общей стоимости проекта. Для примера, у нас есть заказ на проектирование строительства обхода Одессы. Проектирование участка длиной в 8 км стоит 24 млн грн. 8 млн грн - это стоимость проектирования эстакад и мостов", - рассказывает директор ГП "Укрдипродор" Павел Майбородюк. Кроме того в стоимость проекта входят и другие разделы проекта такие как инженерно-геодезические, инженерно-геологические, гидрогеологические, технико-экономические, археологические изыскания, переустройство коммуникаций, освещение, организация дорожного движения, архитектурные сооружения и декоративные насаждения, метеостанции, шумозащитные экраны, оценка влияния на окружающую среду и т.д.
Средняя стоимость проектных работ текущего среднего ремонта дороги - порядка 10 млн грн за 100 км, проектирование капитального ремонта обойдется приблизительно в 1 млн грн за 1 км, реконструкции - 2-2,5 млн грн, строительства новой дороги - около 3 млн грн.
В общей стоимости строительства дороги, согласно дорожно-строительным нормам, проектирование может составлять не более 3%. На практике, обычно - меньше. "Согласно действующим нормам, разрешается платить проектанту до 3% стоимости от самого проекта. Мы на этом немного экономим. Мы платим 0,5%. Зависит от того, сколько есть проектных организаций в области. Если их много, то, соответственно, будет дешевле. Много проектов текущего среднего ремонта мы делаем собственными силами. До 30% проектов мы сделали сами, что дало нам существенную экономию для госбюджета", - отмечает Анатолий Посполитак, начальник Службы автомобильный дорог в Волынской области.
В Европе на проекты тратят намного больше денег и времени. "Для сравнения, в европейских странах все проекты тщательно спланированы и проходят все стадии проектирования. Проектные организации проектируют участок дороги 5-6 лет от момента подписания контракта до момента утверждения проекта со 100% финансированием, а стоимость проекта может составлять до 5-10% от общей стоимости строительства дороги, в отличие от наших до 2%. Перед нами ставится задача запроектировать аналогичные объекты за 3-5 месяцев. Они учитывают совокупность всех факторов, связанных со строительством дороги, долго проводят подготовительную стадию и все типы изысканий. Кроме того, зарплата у европейских специалистов в разы выше - от 5 тыс. евро в месяц, вместо наших 10-20 тыс. грн. С учетом этого, в европейских странах стоимость проектирования составляет 5-10% от общей стоимости строительства дороги", - отметил Павел Майбородюк. Также он говорит, что европейские проекты приоритетом для себя ставят задачи по максимальному сохранению природы - в проектах делают надземные и подземные биопереходы, идут в обходы населенных пунктов и т.д. В Украине из-за ограниченного времени проектирования, недостаточного финансирования, сложностей по отводу земли пытаются решить все те же задачи, но зачастую невозможно найти наиболее оптимальных и эффективных решений, а большинство проектов сводятся к максимальной экономии стоимости строительства.
Непостоянная величина
Стоимость дорожных работ формируется из прямых расходов (заработная плата рабочих, стоимость эксплуатации строительных машин и механизмов, стоимость материалов, изделий и конструкций), общепроизводственных и административных расходов, прибыли, других расходов и налогов. Эта величина не является постоянной и меняется на каждом участке дороги, в зависимости от различных факторов. В качестве примера в "Укравтодоре" приводят строительство бетонной дороги Днепр-Решетиловка. "На одном километре может быть только само покрытие и ограждение, на другом - может добавляться освещение, есть километры, на которых находятся пешеходные мосты, путепроводы, развязки, есть участки, по которым дополнительно осуществляются работы по переносу магистральных газопроводов высокого давления, линий электропередач различной напряжения, и тому подобное. Еще одна часть затрат, которая ложится дополнительно на стоимость некоторых километров дороги, это выкуп земель из частного владения, поскольку будущая дорога проходит через существующие сельскохозяйственные поля. "Также хотим отметить, что работы по реконструкции и строительству дороги Н-31 еще не завершены, поэтому пока говорить о том, сколько стоит конкретный километр не представляется возможным", - говорят в ведомстве.
О том же говорят в компании "Автомагистраль-Юг", которая является одним из подрядчиков на строительстве этой дороги. "Каждый объект имеет свою специфику. Стоимость работ по конкретному объекту складывается из огромного числа составляющих. Для Украины Н-31 - это уникальный объект - дорога первой категории, фактически, автобан. Строится магистраль в поле, в очень сложных условиях, на торфяниках, в заболоченной местности, что обуславливает комплекс дополнительных работ. И я даже затрудняюсь подобрать примеры аналогичных объектов, чтобы сравнить стоимость работ "за километр", - прокомментировал ЦТС генеральный директор компании Николай Тимофеев.
Стоимость строительства за 1 км асфальтобетонной дороги, по данным "Укравтодора", в 2020 году составляет: 11,3 млн грн для дороги пятой категории, 39,4 млн грн - четвертой, 69,6 млн грн - третьей, 77,4 млн грн - второй, 170,6 млн грн - первой.
Бетонные дороги в Украине пока что скорее исключение из правил. Большинство проектов строится все же в асфальтобетоне. Если говорить о средней стоимости строительства таких дорог за 1 км, то, по данным "Укравтодора", в 2020 году она составляет: 11,3 млн грн для дороги пятой категории, 39,4 млн грн - четвертой, 69,6 млн грн - третьей, 77,4 млн грн - второй, 170,6 млн грн - первой.
"Строительство абсолютно новой дороги нельзя абсолютно ни к чему приравнивать, потому что оно предполагает полностью новое прохождение дороги по новому участку, по полям, болотам... и именно от рельефа местности зависит стоимость одного километра. Потому что в новом строительстве очень большая доля затрат падает на земляные работы, включая, например, замену грунтов, которые не подходят по лабораторным анализам и т.д.", - отмечает Александр Ращупкин, советник в корпорации РДС. Говоря о составляющих стоимости, он обращает внимание, что, к примеру, барьерные ограждения могут потянуть до 10-15 % от общей сметной стоимости объекта: "Барьерные ограждения и освещение - это то, что предполагает по определению дорога первой категории. Также зависит от того, отечественное это ограждение или популярное сейчас немецкое, которое является более прочным и гарантирует большую безопасность... В реконструкциях и объемных капитальных ремонтах, где есть большие объемы земработ, стоимость материалов будет 55-60%. 7-10% составляет зарплата, к сожалению, на данный момент". Что касается доли асфальтобетона в стоимости материалов, то, по словам специалиста, подсчитать это сложно: "Все зависит от количества слоев дорожного покрытия. Если это текущий ремонт и только два слоя асфальта, то асфальт составит 80% или 90%. Если это регенерация и есть другие добавки, то асфальт составит 60%. Если добавляются несколько нижних подстилающих слоев дорожной одежды и щебеночно-песочных смесей с добавлением цемента, то там асфальт может половину от стоимости материалов".
К затратам, которые несет государство, помимо 1-3% на проект, он добавляет 1-1,5%, если привлекается независимый технадзор. "Плюс содержание заказчика 2,5% и прочие расходы, по которым набегает довольно приличная цифра", - продолжает Ращупкин.
Большая разница
Стоимость строительства и ремонта дороги существенно отличается. Так, по данным "Укравтодора", максимальная стоимость капитального ремонта 1 км автодороги первой категории может достигать 60 млн грн, а реконструкции - 100 млн грн.
Кроме того, даже проекты с одинаковым видом ремонта могут существенно разниться по цене из-за объема предусматриваемых работ.
Тут целесообразно будет привести пару примеров таких проектов. Так, еще в 2018 году был объявлен тендер на ремонт отдельными участками 12-километровой дороги от Ворзеля (Киевская область) до трассы Киев-Чоп. Всего должны были отремонтировать 7,1 км дороги Т-10-01. Победитель тендера предложил цену 87 млн грн (с НДС). Таким образом, стоимость текущего среднего ремонта 1 км этой дороги составила 12,25 млн/грн. При этом в тендерной документации не было требования об усилении основы дороги - требовалось лишь усиление существующей дорожной одежды (разлив битумной эмульсии, обустройство выравнивающего слоя и верхнего 5-сантиметрового слоя асфальтобетона). Относительно невысокая стоимость ремонта и отсутствие усиления основы обернулись тем, что уже сейчас на некоторых участках дорога "поплыла".
Другой пример - ремонт автодороги Н-23 в Кировоградской области. Формально это также текущий средний ремонт, но по сути на объекте на 80% выполняется капитальный ремонт. Соответственно, и цена вопроса другая. Протяженность дороги в пределах Кировоградской области, на которой выполняется текущий средний ремонт, составляет 76,1 км. Подрядчиками выступили три компании, а общая стоимость работ составляет 1,31 млрд грн, то есть в среднем ремонт 1 км дороги обошелся в 17,2 млн грн. Ремонт включал холодный ресайклинг существовавшего дорожного покрытия, обустройство дренажей, обочин, строительство мостовых переходов и т.д. Исполнители предоставляют 10 лет гарантии на отремонтированное дорожное покрытие.
Основные составляющие
В "Укравтодоре" говорят, что структура стоимости дорожно-строительных работ зависит от категории дороги и целого ряда других факторов, но усредненные данные выглядят следующим образом: стоимость материалов, изделий и конструкций - 60%, стоимость эксплуатации строительных машин и механизмов - 20%, заработная плата - 10%, другие расходы - 10%.
Материалы и конструкции - это самая большая доля в конечной стоимости строительства. "Дорожные материалы составляют от 65% от стоимости объекта. В составе асфальта удельный вес битума в районе 6%, но цена на битум зависит от строительного сезона. Сейчас у нас пик строительного сезона. До конца ноября будет наблюдаться дефицит строительства материалов, и, соответственно, стоимость на них может расти. В стоимостном выражении битум - от 25% стоимости асфальтобетона", - говорит Станислав Гвоздиков, глава общественной организации "Развитие инфраструктуры". Кроме того, нужно учитывать цену на щебень, песок, разного рода добавки и логистику. По словам Станислава, в СМИ часто появляются публикации о том, что подрядчики покупают щебень по разным ценам, но никто не учитывает при этом, что один везет щебень за 30 км, а второй за 70 км.
Битум составляет от 25% стоимости асфальтобетона.
На втором месте - эксплуатация техники. По словам Анатолия Посполитака, сегодня техника у нас не хуже, чем в Польше и Германии, тем более, что мы используем асфальтоукладчики западного производства. Такие машины стоят от сотен тысяч до миллионов евро и все это тоже закладывается в стоимость. "Нужно сначала инвестировать много денег в технику и технологии. Если у компании игра в долгую, и горизонт планирования 5-10 лет, то им лучше сейчас купить дорогую технику, но в итоге это будет для них выгодней", - говорит Гвоздиков.
Третье - оплата труда. Эксперты отмечают, что труд везде одинаково стоит на рынке. Тут нельзя спекулировать, потому что люди уйдут работать туда, где больше платят. Более того, чтобы сократить отток кадров за границу, государство постоянно повышает сметную заработную плату. Но существенно увеличивают эту статью расходов иностранные специалисты, которых привозят некоторые иностранные компании.
Еще одна составляющая - это проект, который, как мы уже говорили составляет 1-3% от общей стоимости и технический надзор. "Сейчас технический надзор - это 1,5% от общей стоимости проекта. Законодательно регламентировано до 5%. Поэтому рынок мониторинга качества строительства в ближайшие годы будет расти с 1,5% до 5%", - отмечает Станислав Гвоздиков.
Варианты оптимизации
Споры вокруг стоимости строительства дорог ведутся постоянно. Николай Березовский, президент национальной ассоциации дорожников Украины приводит в пример страны ЕС, где стоимость строительства значительно выше, чем в Украине. "Дешевых и качественных дорог не бывает. Мы уже когда-то пытались такие строить. А тем временем Запад шел по другому пути. Результат сегодня мы видим", - говорит он. Вместе с тем, по словам Николая Березовского, согласно закону о госзакупках, определяющим фактором при выборе победителя до сих пор является ценовой показатель, хотя иногда намного важнее скорость и качество строительства.
Если говорить о ценах в других странах, то, например, по доступным данным 2014 года стоимость строительства 1 км одной полосы дороги, в зависимости от рельефа местности, плотности застройки, категории и других факторов достигала в США 10,3 млн долл., Канаде - 8,7 млн долл., Китае - 2,2 млн долл., Германии - 9,2 млн долл. Бывший глава "Укравтодора" Славомир Новак еще в 2017 году говорил, что "1 км автобана в Европе стоит в среднем 10 млн евро". Еще раньше в НИИ им. Шульгина приводили данные, что в США строительство 1 км автодороги первой категории стоит 10 млн долл., в Канаде - 11 млн долл., а в странах Европы - от 10,5 до 14,5 млн евро. Как видим, цифры разнятся, как и в Украине. По последней информации польского дорожного агентства, средняя стоимость строительства автомагистрали в этой стране составляет 8,8 млн долл.
Что касается нашей страны, то эксперты и подрядчики говорят, что возможности для удешевления проектов есть. "Укравтодор" начал использовать европейскую практику, которая называется "Design and Build". Сейчас тендеры на строительство дорог объявляются по этой схеме. Суть ее в том, что проектная компания объединяет усилия с подрядчиком. Второй этап включает в себя еще и содержание дороги. "Такая практика позволяет уменьшить стоимость реконструкции и найти оптимальные технологические решения", - отмечает Игорь Золотухин, советник главы "Укравтодора".
В компании "Автомагистраль-Юг" называют еще несколько факторов, которые позволят государству снизить затраты на дорожные ремонты. В частности, речь идет об укрупнении проектов и заключении долгосрочных договоров. "Это позволит дорожным подрядчикам не хаотично перебрасывать ресурсы с одного региона в другой, а планировать свою производственную деятельность на несколько лет вперед и, соответственно, более эффективно задействовать технику и сотрудников", - говорит Николай Тимофеев.
Кроме того, в компании видят возможности для удешевления логистики. В этом году стартовали морские поставки битума в Украину. Развитие логистических цепочек, снижение издержек на доставку и перевалку позволит снизить затраты на один из основных компонентов в производстве асфальтобетона. "Крупные компании уже завозят битум морем, таким образом уходят от посредников и удешевляют стоимость расходных материалов. Кроме того, некоторые подрядчики получили разрешение на разрытие карьеров, что также ведет к удешевлению", - говорит Гвоздиков.
Заключающий фактор - новые технологии, которые позволяет компаниям выходить на торги и предлагать конкурентную цену при условии обеспечения высокого качества работ. В итоге государство получает высококлассный результат за приемлемую стоимость. Но какой бы не была оптимизация цены, качественная дорога, которая прослужит десятилетиями, никогда не будет стоить дешево.
Читайте также Показательный опыт: Почему стоит равняться на проекты МФО в дорожной сфере