За последние годы украинским авиакомпаниям и аэропортам удалось существенно нарастить пассажиропоток. При этом, основным драйвером роста выступают международные перевозки, а вот пассажиропоток на внутренних рейсах увеличивается сдержанными темпами, стабильно занимая долю в 10-12%: 1,6 млн человек в 2016 году, 1,9 млн - в 2017, 2,2 млн - в 2018, 2,3 млн - по итогам 2019-го. Причин такого положения несколько, основная из которых - низкий уровень платежеспособности населения. Вместе с тем, чиновники и депутаты не перестают рассуждать о необходимости развития внутренних авиаперевозок. На этом фоне авиакомпания Windrose объявила о расширении программы своих внутренних перелетов - начиная с апреля перевозчик будет выполнять рейсы между Киевом, Харьковом, Днепром, Львовом, Одессой и Николаевом. Под эту летную программу компания намерена пополнить свой флот турбовинтовыми самолетами ATR72-600.
О том, что подтолкнуло к такому шагу, будут ли добавляться новые внутренние направления, какой пассажиропоток ожидается в 2020 году и об основных проблемах авиационной отрасли Украины ЦТС поговорил с генеральным директором Windrose Владимиром Каменчуком.
Поводом для разговора стал анонс запуска Windrose программы полетов между 6 городами Украины. С этого и начнем. Что побудило вас к этому?
Желание развить качество внутренних авиаперевозок и поднять культуру потребления этих услуг.
Сейчас около 80% всех внутренних авиаперевозок приходится на МАУ, еще есть SkyUp… Какую долю рынка рассчитываете занять вы? Сколько пассажиров планируете перевезти внутри страны?
Планируем занять более 50% рынка внутренних авиаперевозок. Намерены перевезти в этом году не менее 250 тысяч пассажиров.
"Фишка" вашей новой летной программы в том, что часть внутренних рейсов стыкуется между собой. По каким именно направлениям можно будет долететь с пересадкой в промежуточном аэропорту?
Из всех аэропортов, которые есть в нашем расписании - Днепр, Львов, Одесса, Харьков, Николаев, позже Ивано-Франковск, Кривой Рог - можно будет долететь в другой город с пересадкой в аэропорту Борисполь.
Наши коллеги-журналисты проанализировали, что при бронировании сквозного билета на стыковочные рейсы цена оказывается значительно выше, чем при покупке билетов на два сегмента отдельно. Планируете ли вы пересматривать ценовую политику в этом вопросе?
Более высокой цена сквозного билета на сегодня является потому что временно такие билеты доступны только через системы бронирования, соответственно тариф увеличивается за счет значительной стоимости пользования услугой систем бронирования! Мы работаем над этим вопросом, и в ближайшее время сквозные билеты можно будет приобрести на сайте авиакомпании по тарифам, которые не будут отличаться от стоимости двух билетов стыковки. В то же время сейчас пассажиры могут приобрести такой перелет двумя билетами, а в аэропорту отправления их перелет будет оформлен на регистрации как трансферный перелет до конечного аэропорта назначения.
В аэропорту Борисполь сообщили, что будут думать о том, как создать зону для трансфера внутренних транзитных пассажиров ваших рейсов. А пока пассажиры будут проходить повторный контроль перед следующим рейсом. Есть ли такая проблема в других аэропортах? Как будет решаться?
Вопрос двойного контроля мы решаем со службами авиационной безопасности каждого аэропорта и нашим регулятором - "Госавиаслужбой". Я убежден, что мы найдем и организуем все законные механизмы для обеспечения нашим транзитным пассажирам более комфортной пересадки в аэропорту Борисполь, чтобы не проходить повторный контроль на безопасность.
Под внутренние перелеты авиакомпания пополнит флот 8-ю ATR-72. Сколько таких самолетов вы уже получили (или получите до апреля)? Сколько планируете получить до конца 2020 года?
Мы планируем получить в марте-мае 4 самолета, до конца года - 5-й самолет и еще три самолета весной 2021 года.
Все эти самолеты будут в конфигурации на 70 кресел?
Первые четыре самолета будут в конфигурации 72 кресла каждый.
Планируем в ближайшее время пополнить парк двумя самолетами А320/321.
На сайте компании указано, что ваш флот состоит из одного A320, пяти А321, трех Embraer 145. В реестре "Госавиаслужбы" указано, что Embraer 145 - 6 единиц. Так сколько на самом деле сейчас самолетов во флоте Windrose и каких типов?
Самолеты, которые в эксплуатации и находятся в летной годности, на сегодняшний день на сайте указаны верно: один А320, пять А321 и три Е145.
Embraer 145 до сих пор летают в ливрее "Днеправиа". Не планируете перекрашивать их в свои фирменные цвета?
Поскольку эти самолеты мы планируем эксплуатировать не далее, чем до конца летнего сезона 2021, то мы приняли решение не перекрашивать их. Покраска самолета - дорогостоящая процедура, поэтому это было бы экономически нецелесообразно.
Кроме лизинга ATR-72 другими типами самолетов планируете пополнять парк в ближайшее время? Если да, то какими и когда?
Да, мы планируем в ближайшее время пополнить парк двумя самолетами А320/321.
Из имеющихся воздушных судов сейчас ничего выводить из флота не планируете?
До конца летнего сезона не планируем.
Windrose обслужила в 2019 году 1,44 млн пассажиров, что на 11% больше 2018-го. Каковы ланы по пассажиропотоку на 2020 год?
Мы планируем перевезти в течение 2020 года около 1,8 млн пассажиров.
Какие направления наиболее популярны?
Как всегда, наиболее массовыми у нас являются туристические направления в Анталию и Египет, но в то же время активно развиваются европейские направления, особенно Италия.
Какие новые регулярные направления сможем увидеть в 2020-м или следующем году в расписании полетов Windrose? Какие рынки видите для себя перспективными?
Новые регулярные направления в 2020 году, кроме внутренней программы, будут открыты рейсы из Киева в Любляну и Загреб, а из Днепра в Берлин. В следующем году будет расширена внутренняя программа новыми городами Украины.
Планируем перевезти в течение 2020 года около 1,8 млн пассажиров.
Сейчас идет много разговоров о необходимости отмены НДС для внутренних рейсов. С другой стороны, будет меняться ставка на аэронавигационное обслуживание. Как это все отразится на стоимости билетов?
Увеличение размера любых действующих сборов, конечно, негативно повлияет на себестоимость наших перевозок, поэтому мы очень надеемся, что власти примут правильные решения по недопущению поднятия любых ставок и сборов. Отмена НДС или акциза на авиатопливо, конечно же, уменьшит себестоимость перелета, ведь в структуре перелета топливо составляет значительную часть. Но это непростой вопрос, поскольку касается законодательной базы.
Мы бы с удовольствием уже в этом году начали выполнять рейсы в Ужгород...
Какие основные проблемы авиационной отрасли в Украине вы видите? Есть ли у вас диалог с властью по поводу их решения?
Проблем, конечно, много. Основными, по моему мнению, является техническое состояние и уровень обеспечения аэропортов Украины. Например, мы бы с удовольствием уже в этом году начали выполнять рейсы в Ужгород, но, к сожалению, ВПП этого аэропорта не оборудована необходимыми светотехническими средствами для полетов в ночное время, а также имеет другие ограничения.
С авиационными властями диалог есть... Но я убежден, что очень важен общий рост всей экономики страны и четкое понимание государственной властью относительно нашего экономического и стратегического курса... У нас не цены высокие - мы зарабатываем мало. Поэтому эти цены нас так пугают. Поэтому, хочу, чтобы страна развивалась и экономически, и культурно, что не менее важно. У нас будут обеспеченные и культурные пассажиры (смеется. - ЦТС). Мы этого хотим и всеми силами стараемся тоже вкладывать свою долю труда в это развитие.
Читайте также Украинское расписание на лето-2020 будет рекордным, - интервью с Ryanair
(Заглавное фото - Тимофей Кондратенко)