990 Инфраструктура: двигатель экономики или дойная корова власти?

Сергей Вовк, директор ЦТС

Вы можете представить этот вопрос в другой стране, скажем в Великобритании или Франции? Исчерпывающий ответ на него дали более двух тысяч лет, еще во времена Древнего Рима, чья разветвлённая дорожная система стала ключевым элементом развития и функционирования огромного государства. Целостность государства тогда, как и сейчас, зависела от коммуникаций.

До Украины, к сожалению, римские легионы так и не дошли. С хорошими дорогами, как и с ответами на действительно важные  для экономики вопросы, не разобрались и за две тысячи лет.

Чтобы не быть голословным, приведу пример. Две недели назад свой ответ на вопрос, вынесенный в заголовок, дал президент Петр Порошенко. Ответ меня не удовлетворил. Поручение президента построить таможенный терминал за счет портовых сборов демонстрирует типичное отношение власти к инфраструктуре как источнику покрытия бюджетных расходов, зачастую имеющих к самой транспортной инфраструктуре весьма отдаленное отношение.   

Вы делаете вид, что платите, мы – что развиваем инфраструктуру: приблизительно по такой формуле строились отношения между частным бизнесом и властью в отношении отрасли, являющейся одной из ключевых составляющих конкурентоспособности национальной экономики. Исключения были редкими – вроде 2000-2004 годов, когда министру транспорта Георгию Кирпе удалось мобилизовать значительные ресурсы и направить их на обновление инфраструктуры. Можно долго дискутировать о причинах и следствиях, но факт остается фактом: в этот же период были зафиксированы самые высокие темпы роста ВВП в украинской истории. 

Сегодня о росте ВВП мы говорим только в будущем времени, но платить по счету накопленным итогом все равно придется. За годы имитации реформ отложенная потребность в инвестициях для отрасли, где износ основных фондов зачастую превышает 90%, исчисляется сотнями миллиардов гривен.

Плохая новость: денег нет. Нет у государства, чья доходность от инфраструктурных монополий стремительно уменьшается, а то, что остается тратится на цели, далекие от инфраструктуры. Нет и у бизнеса, ослабленного кризисом и, что гораздо более важно, отсутствием понятных правил игры в горизонте 5-10 лет. А рассматривать инфраструктурные проекты в меньших периодах, увы, не получиться при всем желании.       

Хорошая новость: денег нет. Уже само по себе - это лучший стимул для кардинальных реформ. Хотя бы потому, что дальше тянуть некуда, а точечные изменения не принесут желаемого результата.

Проект «Отраслевой контроль», который мы начинаем в партнерстве с компанией "Делойт" – попытка в концентрированном виде определить направления, которые нуждаются в изменении в первую очередь. Совместно с компаниями, которые отвечают за 90% всего грузопотока национальной экономики, мы попытаемся найти ответы на вопросы, касающиеся сегодняшнего дня и ближайшего будущего: что делать с тарифами? Есть ли перспективы у государственно-частного партнерства? Где проходит грань между регулированием и административным диктатом? И почему у нас все меняется каждый год и ничего не меняется десятилетиями?

Результаты исследования обязательно покажем власти - выводы и заключения дадут не только пищу для размышлений, но и опору для принятия решений, выгодных не с точки политических раскладов, а реально необходимых бизнесу. Как минимум, необходимо перенастроить сознание политиков и чиновников на восприятие позиции бизнеса как основного заказчика реформы. Если хотя бы одна из этих целей будет достигнута, миссию проекта можно считать выполненной.

dsadasdasdasdas Транспортная стратегия Украины – с чего начать?

Дмитрий Павленко, к.ю.н., адвокат, директор налогово-юридического департамента "Делойт" 

По нашему мнению, развитие транспортной инфраструктуры - один из ключевых компонентов успешной трансформации и роста украинской экономики в перспективе ближайших 5-10 лет. В этой связи компания "Делойт" рассматривает это направление как приоритетное и активно участвует в различных отраслевых инициативах.

Мы считаем данное исследование рынка важным и перспективным для отрасли по следующим причинам:

Во-первых, Украине нужна долгосрочная транспортная стратегия. На сегодняшний день государство не выработало целевую структуру национальной транспортной системы. Также четко не обозначены приоритеты - железнодорожный, автомобильный, морской или речной транспорт?

Но, чтобы стратегическое планирование учитывало прогнозируемый грузопоток по разным индустриям и не было оторвано от стратегии развития всей экономики Украины, сначала надо понять и взять во внимание эту самую общегосударственную стратегию. Будет ли наша экономика развиваться как ресурсная с фокусом на экспорт зерновых и металлов? Хотим ли мы стать перевалочным хабом между Западом и Востоком? Или развиваем IT, а тогда в приоритете совсем другая инфраструктура?

Известен негативный опыт Португалии, которая в 1980-х - 1990-х годах сделала ставку на неоправданно дорогое строительство платных автодорог, что эксперты называют одной из причин последующего экономического кризиса в стране. Среди прочих просчетов проекта – неправильная оценка трафика и платежеспособности потребителей. Иными словами, интересы клиентов инфраструктуры не были учтены должным образом.   

И наконец, транспортная стратегия должна быть комплексной. Инфраструктура – это система сообщающихся сосудов и критически важно понимать закономерности, по которым они взаимодействуют. Невозможно, например, эффективно реформировать железную дорогу, не понимая, как это отразится на автодорогах и речном транспорте.

Таким образом, транспортную стратегию нужно писать, принимая во внимание интересы и цели субъектов, которые формируют основные грузо- и пассажиропотоки. С ними нужно вести системный диалог. А также брать во внимание взаимосвязь всех компонентов инфраструктуры. Этот опрос – элемент такого диалога между всеми ключевыми «стейкхолдерами» процесса из разных отраслей. 

Описание Проекта "Отраслевой контроль 2015"

Цель проекта – объединить экспертные мнения компаний, лидеров транспортного бизнеса Украины по наиболее актуальным и важным вопросам реформирования транспортного сектора.

Профиль респондентов – крупнейшие операторы (портовые и железнодорожные) и грузоотправители, суммарно контролирующие более 90% грузопотока Украины, а также международные финансовые организации, инвестирующие в транспортные проекты в Украине.

Методология опроса – четыре типа респондентов (ж/д оператор, портовый оператор, грузоотправитель и международная финансовая организация) отвечают на два блока вопросов: (1) по реформированию железнодорожной и (2) портовой отрасли. Железнодорожные и портовые операторы отвечают исключительно на вопросы соответствующих блоков, тогда как грузоотправители и международные финансовые организации отвечают на вопросы в обоих блоках. Ответы каждого из респондентов имеют равный вес.

Результаты исследования – будут содержаться в финальном отчете, который по результатам Опроса резюмирует наиболее важные запросы бизнеса касательно реформирования транспортного комплекса. Последующая презентация отчета будет иметь целью донести до власти консолидированную позицию бизнес-сообщества.