В первой части интервью ЦТС директор Директората цифровой инфраструктуры на транспорте МИУ Фарид Сафаров и руководитель направления открытых данных USAID/UK aid проекта "Прозрачность и подотчетность в государственном управлении и услугах/TAPAS" Екатерина Онилиогву рассказали о стратегических планах по диджитализации в отрасли. Во второй части - выдержки из наших бесед о том, что из себя представляет проект "CоST. Прозора інфраструктура" и о планах МИУ по внедрению системы взвешивания в движении для автотранспорта.

 

О системе Weigh in Motion

Фарид Сафаров

У нас есть примеры "интернета вещей" на дорогах: большой "пилот" совместно со всемирным банком - закупка шести систем взвешивания во время движения, 4 из которых уже установлены. Зачем это нужно? Грузовые автомобили составляют примерно 10% от всех транспортных средств в Украине и стремительно становятся основным видом транспорта, используемым для грузоперевозок. При этом, они - причина 90% всех разрушений дорог в стране. Перегруз авто даже на 30% увеличивает разрушительное влияние на дорогу в 10 раз. Только представьте: 70 тысяч легковых авто имеют такое же влияние на дорогу, как один грузовой автомобиль с перегрузом на 25%!

Стационарная система ГВК имеет ограниченный ресурс. Если он загружен (например, сотрудники заняты обслуживанием двух автомобилей), то в это время система не фиксирует нарушения другими автомобилями… Комплексы WiM очень популярны во многих странах мира. Их задание - фиксировать факт проезда перегруженного автомобиля. Сейчас мы работаем, в том числе, над тем, чтобы создать нормативно-правовую базу для того, чтобы автоматически привлекать к ответственности нарушителей.

Мировая практика показывает, что, если на какой-то трассе стоит WiM, это означает, что все дороги вокруг будут полностью разбиты, потому что авто начинают объезжать "опасную зону". Поэтому вопрос не только в том, чтобы закупить и установить WiMы и собирать информацию с них. Нужно еще продумать все так, чтобы мы не привели тем самым к разрушению местных дорог, соприкасающихся с большими магистралями.

Для начала мы хотим закрыть каскад Днепра. Потому что, если мы там поставим эти комплексы, возможности их объезжать не будет. Потом мы хотим их устанавливать на выезде из больших портов и элеваторов. Сейчас с Европейским инвестиционным банком мы обсуждаем возможность финансирования и ожидаем их ответа ближе к концу 2020 года. Возможно, они согласятся профинансировать еще 100-150 WiMов. За деньги ЕИБ мы могли бы реализовать это на TEN-T, трансъевропейских коридорах.

И отдельно из средств Дорожного фонда мы хотим 5%, которые выделяются на безопасность на транспорте, направить непосредственно как раз на то, что не покрывает TEN-T. Это 20-30 комплексов для взвешивания в движении. Мы как раз взяли время, чтобы спланировать полную карту размещения WiMов - как в рамках TEN-T, так и в рамках финансирования Дорожного фонда.

Фарид Сафаров

О проекте "CоST. Прозора інфраструктура"

Екатерина Онилиогву

Портал "Прозора інфраструктура" - это инструмент для мониторинга тендерных процедур по ремонту украинских дорог. На нем можно увидеть все тендеры, начиная с 2016 года. Частично эту информацию можно найти на ProZorro, но нужно понимать, что ремонт какого-то объекта - это не один тендер. Бывает, что в рамках одного ремонта дороги проводится по 15-20 тендеров. А бывает и так, что ремонт проводится вообще без тендерных процедур и их нельзя отследить на ProZorro. Многие помнят нашумевший кейс в Тернопольской области, когда областная Служба автомобильных дорог подписала 177 соглашений с одной компанией на участки по 40 м. Аналитический модуль портала "Прозора інфраструктура" показывает тенденции в конкурентности рынка, или в каких областях больше всего тратят на ремонт дорог, а также позволяет отследить аномальное количество договоров, что может свидетельствовать о коррупционных рисках.

До этого подобных аналитических модулей в Украине не было. Он создан с учетом международного опыта. CoST (Construction Sector Transparency Initiative) - это международная инициатива, работающая в 17 странах. В Украине директором этой общественной организации была Наталья Форсюк, которая в данный момент является заместителем министра инфраструктуры. Сам портал перешел на баланс Министерства инфраструктуры. 

Фарид Сафаров

У проекта CоST есть несколько позитивных сторон для каждого из стейкхолдеров - государства, общественных организаций и бизнеса. Например, объявлена закупка на выполнение каких-то работ, идет стадия предквалификации, и мы, как государство, видим, что есть несколько претендентов. Мы просто используем портал CоST для того, чтобы зайти и проверить репутацию претендента. Она оценивается с точки зрения того, сколько он уже брал на себя проектов и сколько из них довел вовремя. Также мы можем оценить, был ли у него опыт подобных работ, или же он всегда занимался районными дорогами, а тут претендует на трассу международного значения.

Для бизнеса - это эффективный, ежедневно обновляемый инструмент анализа рынка. На портале можно увидеть тенденции по каждой области: кто является исполнителем отдельных тендеров, на какую сумму заключены договоры и на какие участки дороги, кто является топ-подрядчиками на рынке.

Кроме того, благодаря аналитике портала можно осуществлять контроль за эффективностью использования публичных средств при внедрении инфраструктурных проектов и выявлять риски коррупции: как распределены суммы договоров между подрядчиками, нет ли монополистов, аномального количества договоров по одному объекту ремонта и т. д.

Екатерина Онилиогву

О механизме сбора данных

Катерина Онилиогву

40% данных автоматически подтягиваются из Prozorro, все другие данные постоянно вбивают сами распорядители - облсоветы или службы автомобильных дорог. По дорогам госзначения, предоставляемые МИУ данные есть полностью. По дорогам местного значения пока только 11 областных администраций публикуются на портале. Для того, чтобы обязать всех, нужны соответствующие нормативные акты, и чтобы это был государственный ресурс. Сейчас наш проект объявил тендер на расширение функционала портала "Прозора інфраструктура". Потому что данные с Prozorro - это лишь часть истории. Другая часть - это когда деньги уже выплачены. А эти данные находятся на сайте Spending.gov.ua, где освещается каждая транзакция. Мы хотим интегрироваться не только с Prozorro, но и со Spending, чтобы можно было увидеть не только когда тендер объявлен, но и когда выплачены деньги. И тогда получится полный цикл.

Что касается проверки данных, в Украине законодательство предусматривает довольно строгую ответственность за предоставляемую информацию. Так что у нас пока не было прецедентов, чтобы считать, что какие-то данные некорректны.

Поскольку важно, чтобы общественность имела инструменты, чтобы приходить на участок и проверять данные. Именно поэтому мы сейчас ведем отдельную работу с "Укравтодором", чтобы открыть геоданные по дорогам государственного значения. Ведь если посмотреть документацию про определенный отрезок дороги, то там используется так называемая пакетная привязка. То есть, написано, например: "220 км от такого-то столба". И для общественности найти этот отрезок бывает очень сложно! Когда будут открыты геоданные, можно будет более четко понимать, где какой отрезок дороги ремонтировался, и общественность сможет проконтролировать его на месте - соотнести данные с реальностью, и, если нужно, сообщить о нарушениях.

Фарид Сафаров

Проектом "Прозора інфраструктура" охвачены 24 областных Службы автомобильных дорог, 11 областных администраций и четыре города в рамках пилотного проекта - Киев, Львов, Черновцы и Хмельницкий.

"Укравтодор" занимается трассами М и Н - международными и национальными. Он является заказчиком работ и распорядителем средств. А на районные, территориальные и другие дороги мы выделяем средства на места в рамках децентрализации Дорожного фонда и ответственность за ремонт дорог там несут местные власти. Кроме того, есть часть дорог, которые финансируют областные администрации. Таким образом, есть три "кармана", из которых осуществляется финансирование.

Есть ли необходимость сбора данных по всей стране? Да. Но мы не сможем сразу охватить всю страну. Нет смысла на иметь 30, 50, 70% данных со всей страны. Лучше иметь 100% по конкретным местам. Речь о целостности информации. Ведь, объективно говоря, у государства не всегда есть инструментарий, чтобы все контролировать одновременно. Потому что это ограниченный круг людей в рамках МИУ или "Укравтодора", который и так имеет тысячи заданий на каждого человека. Нужно либо брать отдельных сотрудников, которые будут выполнять эту функцию, либо возложить эту функцию на общество. Представим, что есть какая-то общественная организация. У нее может не быть интереса мониторить все по всей стране. Ее интересует сугубо одна часть страны. Наше задание - сделать так, чтобы у нее был эффективный инструмент в конкретном регионе. Общественники обращают внимание на то, где наше внимание как государства недостаточно.

Читайте также Weigh-In-Motion: Как работает первый комплекс по взвешиванию авто в движении