Решение российских властей запретить транзит украинских самолетов в небе РФ наконец вызвало ответную реакцию со стороны Украины. Напомним, ограничение привело к тому, что отечественные перевозчики вынуждены изменить маршруты на ряде направлений. Например, это затрагивает рейсы авиакомпании "Международные авиалинии Украины" из Киева в Казахстан, Грузию, Армению, Азербайджан.
Читайте также Как себя чувствуют шесть крупнейших транспортных активов России из "черного списка"
"Это приведет к росту операционных затрат на 15-20%, задержкам рейсов, в результате чего пассажиры будут испытывать существенные неудобства. Согласно информации, полученной от Главного центра единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, российские власти отказывают МАУ в рассмотрении заявки на выполнение рейсов из Киева в Казахстан, Грузию, Армению, Азербайджан через разрешенные точки входа в воздушное пространство РФ", - говорится в сообщении флагмана.
Рейсы в Грузию выполняет и "Визз Эйр Украина", которая летает в Кутаиси. Однако сегодняшние решения авиационных властей не влияют на ее деятельность, поскольку еще до начала военных действий лоукост сталкивался с определенными трудностями, а потому перестал летать через Ростовскую область. После закрытия неба над зоной антитеррористической операции перевозчик стал добираться до Кутаиси через Одессу и воздушное пространство Турции. В скором времени на маршрут Киев-Тбилиси выходит авиакомпания Yanair, которой, вероятно, также придется выбрать альтернативный коридор со всеми вытекающими отсюда затратами.
В ответ на эти ограничения украинские власти официально заявили, что с 20:00 14 августа Государственная авиационная служба вводит специальный режим для некоторых российских перевозчиков, которые летят транзитом через воздушное пространство нашей страны. "Это касается непосредственно авиаперевозчиков "Трансаэро" и "Аэрофлот-Российские авиалинии", которые выполняют транзитные полеты через Украину в сообщении между Россией и Болгарией, Израилем, Турцией, Египтом и Грецией. Эти авиакомпании могут пересекать воздушное пространство только при условии получения соответствующего разрешения от Госавиаслужбы для каждого рейса отдельно", - говорится в сообщении регулятора.
Как будет работать данный механизм, в ведомстве не говорят. Например, неясно, в течение какого срока нужно подавать заявку на выполнение полета. Кроме того, не озвучены критерии, по которым авиакомпания может либо не может лететь. Эксперты полагают, что в данном случае украинским властям следовало бы действовать намного жестче. "Нужно выбрать всех. Сейчас мы, к примеру, полетим на оккупированную территорию. И Украина, как страна разрешившая своему перевозчику выполнение рейса, тут же попадет в так называемый "черный список". То есть пострадает не только авиакомпания, но и все государство.
Над Украиной транзитом пролетают дальнемагистральные воздушные суда типа Boeing 747, которым придется для обхода нашей страны увеличить расход керосина примерно на 5-6 тонн
Сейчас, несмотря на запрет, в Симферополь кроме "Аэрофлота" и "Трансаэро" летают практически все крупные перевозчики РФ. Нужно уведомить их о том, что в случае продолжения работы в Крыму к ним будут применяться соответствующие меры. Необходимо направить и соответствующее уведомление в Росавиацию. Смысла в выборочном подходе нет, тем более, что "Аэрофлот" уже облетает воздушное пространство Украины. Для "Трансаэро" жесткого запрета нет. Будет приниматься решение по каждому отдельно взятому рейсу - непонятно на каком основании, кем, какая технология будет применяться и пути регулирования данным процессом", - сказал Центру транспортных стратегий директор компании "Стиль Авиа" Евгений Хайнацкий.
По его мнению, если сдержанность властей объясняется отчасти нежеланием терять доходы от аэронавигации, то стоит применять ограничения к таким авиакомпаниям, которые выполняют не более 2-3-х рейсов в неделю, а не ежедневными полетами. "В окончании туристического сезона (большинство рейсов в Болгарию, Грецию, Турцию, Тунис и т.д. сворачиваются в сентябре-октябре) финансовые потери за пролет территории будут сезонно сокращаться. От применения санкций на таких курортных рейсах наша страна недополучит доходы, которые существенно на авиационной отрасли не отразятся, а вот перевозчикам будет сложно выполнять рейсы по альтернативному маршруту. Касательно "Трансаэро": они сумеют выкрутиться и санкции для них не будут критичными", - говорит эксперт.Впрочем, выкручиваться компании будет довольно-таки накладно. Над Украиной транзитом пролетают дальнемагистральные воздушные суда типа Boeing 747, которым придется для обхода нашей страны увеличить расход керосина примерно на 5-6 тонн, повысить объемы и стоимость аэронавигационных услуг и нести затраты, связанные с рабочим временем экипажа. "Аэрофлот", который уже работает на альтернативных направлениях, оценил свои потери в 20 млн долл. в год.
Юристы считают, что ограничения, которые наложила Россия на рейсы МАУ, будут иметь для нее отрицательные последствия. "Закрытие воздушного пространства для перевозчиков из Украины или из ЕС – это очень непростое для РФ решение. Во-первых, существуют двусторонние межправительственные соглашения о воздушном сообщении, которые должны выполняться, во-вторых, международные соглашения и конвенции, процедуры ICAO. Необоснованное закрытие всего воздушного пространства повлечет существенные убытки не только для авиакомпаний Украины и ЕС, но и для РФ. Кроме этого, такой шаг будет нарушением международных обязательств РФ и повлечет за собой негативные последствия для РФ (или аналогичные решения стран ЕС о закрытии своего пространства для авиакомпаний РФ, или ограничения со стороны ICAO). В частности, закрытие транзита для украинских авиакомпаний не повлияло на выполнение рейсов по межправительственному соглашению (проще говоря, рейс Киев-Астана украинский авиаперевозчик вынужден планировать с учетом необходимости облетать территорию РФ, а рейс Киев-Москва выполняется, как и раньше", - рассказывает старший юрист компании "Марченко-Даневич" Андрей Гук.
Однако, как удалось выяснить ЦТС, юридическая сторона вопроса немного запутана. Официального запрета на транзитные перелеты украинских авиакомпаний в воздушном пространстве ЕС никто не получал. А заявки МАУ отклоняются, как оказалось, по техническим причинам. Росавиация направила перевозчику 8 августа уведомление о том, что две точки входа в воздушное пространство РФ на юго-восточном направлении закрыты, и предложила воспользоваться тремя на северном. Однако в ответ на заявки по использованию этих пунктов компания получала сообщения, что они не могут быть рассмотрены по техническим причинам. То есть в случае претензий со стороны ICAO Росавиация лишь разведет руками, заявив, что в определенный момент у них просто не было возможности пропустить украинский самолет. А соответствующие телеграммы отсутствуют. Ну, а нет документов – нет проблемы.
Заявки украинских компаний отклонялись "Росавиацией" "по техническим причинам"
Следовательно, формально украинские власти имеют право применять санкции только из-за нарушений запрета на полеты в Крым. Юристы поясняют: в международном праве существует так называемый принцип взаимности, который вытекает из суверенного равенства государств и который кратко можно охарактеризовать как предоставление государствами друг другу на своей территории аналогичных прав и принятие на себя аналогичных обязательств. Следовательно, если ЕС применяет какие-то санкции в отношении субъектов РФ, то у последней есть право на симметричное принятие ограничений или обязательств.
"В данном случае Украина закрыла воздушное пространство над АР Крым, сначала ограничила, а потом также закрыла пространство над зоной АТО. Причем такие ограничения касались всех перевозчиков, не только РФ. Таким образом, действия РФ следует воспринимать не как симметричный ответ на действия Украины, а как одностороннее изменение прав и обязанностей для субъектов из Украины, что дает Украине право на ответные аналогичные меры. В частности, Украина вправе закрыть транзит через свое воздушное пространство для авиакомпаний из РФ в некоторые страны", - говорит Андрей Гук.
Однако пока что сложно сказать, как же будет работать данный механизм. Да, авиакомпаниям нужно запрашивать разрешение на каждый отдельно взятый рейс. Но критерии, по которым их будут либо не будут допускать в воздушное пространство Украины, неясны. В связи с этим можно предположить, что мера может носить сугубо декларативный характер, либо же создавать поле для определенных манипуляций.