30 мая в Киеве прошел традиционный "Велодень". Велосипедные сообщества в нашей стране в один голос отмечают, что слабая инфраструктура и отсутствие сервиса сильно сдерживает развитие этого способа передвижения. Перевозить велосипеды в поездах межрегионального следования фактически возможно только в один способ - в полуразобраном состоянии на третьей полке, что создает неудобства для остальных пассажиров и не всегда безопасно (креплений для велосипеда там нет). Пилотные проекты по созданию велодорожек (как, например в городе Ривне) все никак не могут перейти от слов к реальным действиям.
Читайте также УЗ на заметку: как перевозят велосипеды на железной дороге заграницей
Мы поинтересовались, кто из представителей транспортного рынка Украины небезразличен к велосипеду и задали каждому три одинаковых вопроса:
1. Как давно вы увлекаетесь велосипедом. С чего началось это увлечение. Какими персональными вело достижениями можете похвастаться.
2. Как развивать велоинфраструктуру в Украине. Где взять для этого деньги. Нужно ли это вообще делать?
3. Перевозили ли вы когда-либо велосипед в поезде? Подержали бы вы инициативу запуска в отдельных составах УЗ на туристических направлениях сервиса по транспортировке велосипедов?
Денис Антонюк, глава Госавиаслужбы
1. Для меня велосипед - это скорее средство. Да, можно приехать на работу на машине, а можно на велосипеде. Можно на выходных в лес поехать на машине, а можно на велосипеде. Когда-то у меня было желание учувствовать в триатлоне, тогда велосипед стал бы частью жизнью. Когда мы пять недель ехали через Тибет велосипед был средством. Как до этого я тоже был на Тибете, но передвигался автостопом и это затруднительно, потому что в день по трассе проходит 5-7 машин, не больше. Поэтому велосипед выступал средством передвижения, а не целью – проехать определенное количество километров.
"Минус нашей страны в том, что все хотят, чтобы как в Европе, а платить за это не хочет никто"
2. Я перевозил велосипед в разных видах транспорта: поезде, самолете, автобусе. Да, Европа приспособлена к таким транспортировкам, но соответственно за это нужно платить. Минус нашей страны в том, что все хотят, чтобы как в Европе, а платить за это не хочет никто.
3. Для примера, в австрийском, французском или немецком поезде есть целый вагон или половина вагона для перевозки велосипедов. И это очень удобно. Только нужно заплатить за это, смешные конечно по европейским меркам, 20-40 евро. Я не уверен, что в нашей стране тоже будут платить, к сожалению, такая мы бедная страна.
Максим Бланк, и.о главы УЗ
1. Для меня велосипед – это не спорт, а скорее просто способ провести время после работы.
2. УЗ готова принимать велосипеды на ответственное хранение и перевозить их там, где в этом есть необходимость. Однако, мы не часто сталкиваемся с запросами в наш адрес с просьбой улучшить велосипедную инфраструктуру, тем более что современные велосипеды достаточно легко и компактно собираются/разбираются и помещаются на верхнюю полку.
"Мы не часто сталкиваемся с запросами в наш адрес с просьбой улучшить велосипедную инфраструктуру"
3. Услуга перевозки велосипедов больше необходима для пригородного электротранспорта, а у нас он находится в настолько плачевном состоянии, что бессмысленно рассматривать улучшение пригородных перевозок только в свете организации удобного сервиса транспортировки велосипедов. Кроме того, к сожалению, мы достаточно ограничены в финансах в этом направлении, а государство никакой поддержки не оказывает.
Дмитрий Баринов, глава Украинского Дунайского Пароходства
1. К велосипеду пристрастился около года назад, считаю это лучшим видом спорта для выработки выносливости, аэробным нагрузкам для организма, хорошего настроения и возможности побывать там, где никогда не сможешь проехать на машине или пройти пешком. К тому же, я - почетный президент Измаильской Федерации велоспорта.
2. Велоинфраструктуру развивать нужно и должно! это должна быть забота местных властей, заинтересованных в вело туристах, чистом воздухе, отсутствию пробок на дорогах, здоровых и веселых согражданах. Существуют специальные туристические фирмы, которые развивают велотуризм, по Дунаю ходят специализированные пассажирские суда для велотуристов, разработаны маршруты, сервис, питание, график движение и тд.
"По Дунаю ходят специализированные пассажирские суда для велотуристов"
3. Пока еще не перевозил, но обязательно поддержу любую инициативу, которая облегчит велосипедистам перемещения любым видом транспорта. В Европе следующая последовательность в приоритетах участников движения: на первом месте – велосипедист, потом пешеход, и только потом автомобиль. Везде есть специальные места для велосипедов: метро, автобус, вагон поезда.
Сергей Вовк, директор Центра Транспортных Стратегий
1. Велосипедом увлекаюсь с детства – для подвоза травы кроликам незаменимое средство с полезной нагрузкой до 2 мешков. Тот, на котором катаюсь сегодня, подарили друзья около 8-9 лет назад. Стараюсь кататься регулярно 2-3 раза в месяц, несколько раз выезжал в Карпаты, где было все: и длительные подъемы со спусками, и броды рек и т.п. Большинство матчей Евро-2012 смотрел в фан-зоне на Майдане, куда добирался около 20 км. на велосипеде с Троещины. Так что Евро-2012 для меня было праздником спорта и в прямом, и в переносном смысле.
2. Для развития вело инфраструктуры Киев, с его холмами, подъемами и спусками – скажем так, город непростой. Но даже тут сегодня мы имеем очевидный тренд роста популярности велосипеда, как европейского и экологического вида транспорта. Нужно лишь правильно «подпитать» этот тренд и обеспечить базовые условия для безопасного и интересного передвижения. Считаю, что ключевую роль тут должны играть местные власти.
3. Для меня нет сомнений, что такие регионы как Карпаты или скажем даже значительно более близкие географически дендропарк «Александрия» в Белой Церкви на Киевщине или берега Тетерева на Житомирщине обладают значительным потенциалом для развития велотуризма как в режиме «тура выходного дня» так и более длительных выездов. УЗ нужно развивать эти направления и специализированные сервисы. Возможно, для начала в тестовом режиме в пиковые летние отпускные месяцы с последующей концентрацией на экономически выгодных маршрутах. Из личного опыта знаю, что в Карпатах значительная часть веломаршрутов обустраивалась за счет грантов ЕС – возможно, есть смысл поработать в этом направлении и в вопросе организации передвижения велосипедов по железным дорогам.