Представьте, что прямо сейчас вам нужно вызвать такси. Вы скорее позвоните в традиционную службу такси или воспользуетесь сервисом, у которого есть мобильное приложение? Велика вероятность, что большая часть наших читателей достанет смартфон и за несколько кликов вызовет Uber, Uklon, Bolt или другую службу, чье приложение установлено на гаджете. Это предположение основывается на исследовании рынка такси, которое провел Киевский международный институт социологии (КМИС) по заказу Института социально-экономической трансформации. Согласно полученным данным, 63% респондентов скорее воспользуются сервисами такси, у которых есть мобильное приложение, чем традиционной службой. Похоже, долгие ожидания ответа оператора на линии уходят в прошлое. Взамен - трекинг авто в онлайн режиме, безналичный расчет, простота в пользовании приложением и никаких телефонных звонков.
Рынок такси в Украине за последние пять лет существенно трансформировался, однако до сих пор большая его часть остается в тени. По мнению самих игроков рынка, виной тому - сильная зарегулированность. Нужно ли принимать новые "правила игры", что по этому поводу думают сами пассажиры, и о каких еще результатах исследования во время презентации рассказали его авторы?
О чем говорит исследование?
Основной целью исследования, заказанного Институтом социально-экономической трансформации, было оценить отношение потребителей к услугам такси в больших городах, таких как Киев, Харьков, Одесса, Днепр, Запорожье, Львов и Винница. Выборка составила более 1,5 тыс. респондентов, треть из которых пришлась на столичных жителей. В равной степени опрашивались мужчины и женщины, основными возрастными группами опроса стали 25-34 года и 35-45 лет. Опрашивалось преимущественно занятое население.
Выяснилось, что традиционные службы такси, в которых для поиска автомобиля нужно связаться с оператором, теряют свою актуальность среди населения столицы и областных центров. А сервисы, которые работают с мобильными приложениями, наоборот - все чаще вызывают больше доверия у потребителей. Так, по данным Института, положительно или преимущественно позитивно относятся к традиционным такси 50% респондентов, к такси, которые работают через мобильные приложения, - 62%.
Основная причина, почему пассажиры перестают пользоваться традиционным такси - негативный опыт. В частности, речь идет о том, что вызванный автомобиль не приезжал на заказ или его поиск занимал слишком долгое время. Среди причин негативного восприятия - грубое отношение водителя, неприятный запах или грязь в салоне автомобиля и т.д.
В сравнении с традиционными службами такси, потребителям нравится современность, в частности, GPS помощь, бонусы для клиентов, возможность оставить отзыв, а также получить обратную связь от компании, качество обслуживания и техническое состояние автомобилей. По данным исследования, 73% опрошенных пользовались такси, которые применяют мобильные приложения (Uber, Uklon или Bolt), 91% из них рекомендовали бы эти сервисы другим людям.
Вызовы для государства
Во многих странах сервисы, подобные Uber, правительство пытается ограничить или вовсе закрыть. В Институте социально-экономической трансформации решили выяснить отношение самих потребителей к тому, какую роль должно играть государство.
"Есть страны, которые пошли путем запрета всего и возврата к традиционным способам перевозки, считая, что, если мы не можем контролировать, значит мы будем запрещать. Мы решили задать вопрос людям - насколько им удобны сервисы такси, что их волнует и с какими проблемами они сталкиваются?", - отмечает Илья Несходовский, директор Института.
Исследование показывает, что в вопросе регулирования рынка пассажиры считают, что главной задачей государства является обеспечение доступных цен, а также страхования. Кроме того, пассажиры хотят, чтобы водитель был официально трудоустроен, а значит, платил налоги, и получал ежегодную медицинскую страховку. Практически половина пассажиров думает, что государство должно содействовать в безналичном расчете. Кроме того, 70% опрошенных считают, что правительство должно позволить таким сервисам, как Uber, Uklon или Bolt продолжать работать на рынке "так, как сейчас".
Примечательным моментом является и то, что подавляющее большинство - 74% - позитивно или преимущественно позитивно оценивает появление в городах новых видов транспорта, которые могли бы заменить использование личного автомобиля для городских поездок. Лишь 4% респондентов отнеслись к такой идее негативно или крайне негативно.
Презентация исследования Института социально-экономической трансформации
Зарегулированность уводит в тень
По данным BRDO, 94% рынка такси в Украине на сегодня находится в тени. Объем рынка оценивается экспертами приблизительно в 50 млрд грн в год. При этом, в BRDO посчитали, что поступления в бюджет не превышают 1-3% от минимально прогнозированных. То есть государство недополучает от 1 до 4 млрд грн в год.
"Сильная зарегулированность рынка такси приводит к тому, что он попадает в тень. К таксистам выдвигают слишком сложные требования относительно того, как они должны работать", - отмечает Илья Несходовский.
Для того, чтобы стать официальным таксистом, нужно пройти несколько кругов бюрократической машины. Начиная от получения лицензии, в которой часто отказывают по формальным причинам, заканчивая необходимость оформлять ФЛП, наличие обязательного таксометра и соответствующих опознавательных знаков на автомобиле.
"Для нас выход рынка такси из "серой" зоны - принципиально важное условие планомерного развития сервиса в Украине и будущих инвестиций”, - говорил ранее руководитель по развитию Uber в странах Центральной и Восточной Европы Георгий Соколянский.
Решение - новый закон
О необходимости принятия нового закона о такси говорят уже не первый год. Документ разрабатывался разными политическими силами, однако до стен Верховной Рады так и не доходил.
В июле 2019 года BRDO совместно с Ассоциацией ответственных перевозчиков представила новую концепцию регулирования рынка такси. Ее разработка велась при непосредственном участии ведущих сервисов заказа такси через мобильные приложения - Uber, Uklon и Bolt.
Новым законом предлагается отменить лицензирование такси. Вместо него - ввести единое разрешение автомобильного индивидуального перевозчика (АИП), так называемый токен. По словам директора Директората цифровой инфраструктуры на транспорте Министерства инфраструктуры Украины Фарида Сафарова, ключевое изменение, которое сейчас обсуждается - это разграничение перевозчика на индивидуального, то есть того, для кого такси - это лишь подработка, и постоянного.
"На данный момент не могу сказать, что есть финальная редакция законопроекта. Сейчас сам рынок разделился во взглядах на степень и процесс регулирования. Финальный драфт будет не раньше, чем через две-три недели. И тогда мы будем определяться, каким образом он будет выноситься на голосование - через Верховную Раду или как законодательная инициатива Кабмина. Если через Кабмин, это займет несколько месяцев, через Раду - тут вопрос к оперативности депутатов и повестке ВРУ, - говорит Сафаров. - Ключевое, что мы хотим определить - стоит ли разграничивать индивидуального перевозчика и того, кто постоянно работает в такси, внедрим электронный реестр всех служб и всех водителей. Также по просьбе рынка мы будем отходить от лицензирования деятельности, но при этом сохранив необходимость получения разрешительного документа, поскольку первоочередно речь идёт о безопасности пассажира. Одним из предметов горячих дискуссий является наличие символики и таксометров - основная часть рынка считает, что это пережитки прошлого, а для регулятора это возможность предоставить преференции, в случае если будет финально согласовано разделение водителей на две категории. Для примера, один из вариантов - возможность ездить по выделенной полосе для общественного транспорта".
Читайте также Новая городская мобильность: Что сдерживает приход транспортных инноваций