Вот уже пять лет своеобразным "трендом" ведения портового и зернового бизнеса в украинском Приазовье является фактор геополитической нестабильности в регионе. Но даже в этих условиях местные компании умудряются реализовывать новые проекты и наращивать показатели перевалки. Уже традиционно в последние годы, УК "Мариупольская инвестиционная группа" в июне проводит мероприятия для экспертов, участников рынка и журналистов, где не только говорят о проблемах региона, но и демонстрируют, что даже не самые благоприятные факторы могут стимулировать к поиску новых решений и вариантов развития бизнеса. Не стал исключением и 2019 год.

 

"Единое окно" для аграриев

В середине июня в Мариуполе по инициативе UTA Group и HarvЕast Holding состоялся День агропартнерства. Представители ведущих компаний агропромышленной и логистической сферы, работающие в восточных регионах Украины, обсудили перспективы сотрудничества. Главным поводом для обсуждения стала презентация UTA Group и HarvЕast Holding программы поддержки фермеров, являющихся первым звеном всей цепочки зерновой логистики. Инициатива базируется на объединении ресурсов этих двух крупных игроков.

Семенной завод HarvЕast.

Как пояснил во время презентации директор ООО "Свит Агро Трейд" Артем Мазный, сотрудничество с HarvЕast Holding уже показало позитивные результаты для отрасли, и логичным его продолжением могло бы стать привлечение к нему фермеров путем товарного и денежного кредитования.

Ресурсы, которыми располагает HarvЕast Holding, - это семенной завод, участки орошения и гибридизации удобрений, техника, лаборатории почв и семян, сеть складов, грузовой автопарк, агрономы и знания в агрономии. Ресурсы UTA Group: портовый терминал и склады, портовая лаборатория, в которой можно проверить качество продукции, развитый аналитический отдел, который анализирует рынок и готовит отчеты по тенденциям и прогнозам агрорынка, своя логистическая компания с собственными зерновозами, юридическое и бухгалтерское сопровождение, трейдинговая компания.

"Все эти ресурсы можно объединить в комплекс, который можно преподнести сельхозпроизводителю в виде "единого окна". Фермеру больше не надо искать отдельно производителя удобрений, поставщика логистических услуг и т. д., так как можно все получить в едином комплексе", - отметил Артем Мазный.

Выставка сельхозтехники.

На основе всего перечисленного UTA Group и HarvЕast Holding предлагают программу поддержки сельхозпроизводителей, которая предусматривает 30% от суммы контракта кредитования фермеров со стороны Harveast на семена, средства защиты растений, удобрения, а также дополнительные услуги (по желанию фермера) как предоплату в счет будущего урожая.

"Фермер не платит здесь и сейчас. Только после того, как он вырастит свой урожай, он его поставляет через нашу группу компаний (через UTA Group. - ЦТС) для экспорта, и получает остаток, 70% от суммы контракта, живыми деньгами, а за те удобрения, семена и СЗР, которые HarvЕast Holding поставил еще вначале, мы между собой рассчитываемся сами", - пояснил Мазный.

Артем Мазный - заместитель исполнительного директора по бизнес-аналитике и IT УК МИГ, директор ООО "Свит Агро Трейд".

Главными преимуществами для сельхозпроизводителя при такой схеме являются двойное кредитование (как товарное - в виде семян, удобрений и средств защиты растений, так и денежное), возможность четкого планирования поставки семян, СЗР и удобрений, поставки урожая и продаж. Кроме того, важно, что треугольник "фермер - поставщик семян и удобрений - логистический партнер" смогут при этом работать без финансовых посредников.

"Это нетривиальное событие. Два лидера Донецкой области - лидер в производстве сельхозпродукции и лидер в транспортировке зерновых объединяют усилия для того, чтобы, используя свои ресурсы и знания, поделиться ими с теми, кто в этом нуждается и таким образом создать сообщество, которое бы развивалось вместе, использовало передовые практики и отстаивало интересы фермеров, производителей и людей реального дела", - прокомментировал инициативу исполнительный директор Управляющей компании "Мариупольская инвестиционная группа" Олег Иванюшенко.

Исполнительный директор УК МИГ Олег Иванюшенко и директор по продажам HarvEast Татьяна Алавердова.

"Мы с большим интересом отнеслись к идее UTA Group относительно реализации совместного проекта по поддержке фермеров. Считаю, что синергия двух наших компаний и более плотное взаимодействие с производителями агропордукции Юго-Востока Украины позволит усилить потенциал региона как в плане производства зерновых, так и их логистики и экспорта. "Мариупольская инвестиционная группа" - один из наших самых давних клиентов, в компании всегда выступают с интересными инициативами, и поэтому мы нацелены и далее развивать партнерские отношения в вопросе всевозможных инноваций", - в свою очередь добавил гендиректор HarvEast Holding Дмитрий Скорняков.

 

Терминал "УкрТрансАгро": зерновые и не только

Одним из ключевых инфраструктурных объектов UTA Group сегодня является зерновой терминал "УкрТрансАгро", расположенный на территории Азовского судоремонтного завода. Находящийся в управлении МИГ терминал переваливает 400-450 тыс. т зерновых в год. "Максимальная мощность терминала по зерновым - миллион  тонн в год. К сожалению, часть грузопотока перераспределяется на черноморские порты - Одесса, Николаев", - отметил директор по операционной деятельности "УкрТрансАгро" Андрей Леонидов.

На терминале "УкрТрансАгро".

По итогам 2018/2019 маркетингового года экспорт пшеницы через терминал составил 260 тыс. т, и это 60% от общего объема перевалки. Также, были экспортированы шрот соевый и подсолнечный - 98 тыс. т, ячмень - 20 тыс. т, кукуруза - 58 тыс. т, горох - 5 тыс. т. Всего отгружено 440 тыс. т.  Зерновые грузы из терминала, в основном, отправляются в Северную Африку и на Ближний Восток.

"В этом году было обработано больше кукурузы, чем в предыдущие годы (в связи с хорошим урожаем. Так что номенклатура  каждый год меняет направление. Раньше терминал обрабатывал только зерновые грузы (в основном пшеницу и ячмень), а теперь уже переваливаем разные виды шрота, горох, чечевицу и другие бобовые", - рассказал Леонидов.

Причал №1, где переваливаются бобовые и масличные.

Терминал имеет 6 силосов общей мощностью 48 тыс. т единовременного хранения, а также припортовые склады на 10 тыс. т. Кроме того, на территории есть возможность сушки и подработки зерна: сушка, работающая со скоростью 50 т/час и зерноочиститель - со скоростью 250 т/час.

Перевалка грузов осуществляется на двух причалах. Осадка судов у первого составляет 7 м, что позволяет грузить суда вместимостью до 6-7 тыс. т. Осадка у причала №2 - 8,3 м. "Это даже больше, чем проходная осадка Мариупольского порта (Угольной гавани). Поэтому на этом причале без проблем можем грузить суда до 20 тыс. т", - рассказал директор по операционной работе "УкрТрансАгро".

Терминал может принимать в сутки до 130 автомобилей и до 30 вагонов-зерновозов (по 3 одновременно). При этом, в течение 2018/2019 МГ было принято 13 225 авто и 92 вагона.

Причал №2 - основной. Здесь выполняется погрузка на суда зерновых.

Андрей Леонидов подчеркнул, что в данный момент терминал находится в процессе получения разрешения на работу маршрутными отправками, что поможет диверсифицировать поставки.

Свидетельством постоянного развития терминала могут служить и новые партнерства. Так, еще одним клиентом "УкрТрансАгро" стала международная компания Grain Expo, агротрейдер, до этого работавший только с черноморскими портами. "В этом сезоне мы приняли решение зайти на перевалку в Мариуполь. Это новый регион для нас. За годы своей работы  "УкрТрансАгро" показал хорошие результаты. Те мощности, которыми располагает терминал, полностью соответствуют нашим требованиям. Поэтому решили сотрудничать", - рассказал коммерческий директор Grain Expo Владимир Мацейко.

"Мы являемся, компанией, которая покупает зерно у фермеров и экспортирует его по всему миру. Мы присутствуем на украинском рынке уже год, даже чуть больше. В Мариуполе мы работаем с терминалом "УкрТрансАгро"- у них очень высокий уровень сервиса, хорошая скорость погрузки, надежная профессиональная лаборатория. Соответственно, мы получаем судовую партию, которая соответствует всем нашим требованиям. Работа у них отлажена и потому мы не получаем жалоб от фермеров, что есть какие-то отказы на терминале", - прокомментировал Валенти Сельвесюк, генеральный директор MGT Black Sea, входящей в Millcorp Grain Trading со штаб-квартирой в Женеве.

Как уже было отмечено выше, УК "Мариупольская инвестиционная группа" - это не только портовый терминал со всей сопутствующей инфраструктурой. Преодолев сложные 2014 и 2015 гг., сегодня компания стала лидером в организации логистики зерновых в Приазовье, расширяя активы и следуя по инновационному пути развития. Так, идея партнерства с фермерами региона стала воплощением знаний, полученных во время визитов и знакомства с особенностями организации аграрной логистики в Германии, Франции и США. 

Выставка автотранспорта на терминале.

Для оптимизации логистики компания наращивает парк однотипных современных тягачей-зерновозов с самосвальными полуприцепами. Перевалка зерновых выполняется не только на "УкрТрансАгро", но и на находящемся в управлении УК МИГ Азовском судоремонтном заводе, который может работать в режиме порта. Параллельно компания развивает еще одно направление - фумигацию грузов на судах в морских портах Украины. А минувшей весной портфель зернового бизнеса был расширен за счет покупки корпоративных права компании ООО "Свит Агро Трейд", что теперь позволяет оказывать полный комплекс услуг, начиная от закупки у производителя до экспорта зерновых культур, уменьшая число посредников и обеспечивая возможность получения большей прибыли для производителя.

Читайте также Новые вызовы и надежды зерновой логистики Приазовья