В первой половине апреля сразу два частных акционера, стоявших буквально у истоков создания аэрокосмического концерна EADS (материнская структура Airbus), продали свои доли в компании. Немецкий Daimler и французский Lagardère подчинились плану акционеров по реструктуризации EADS, который должен вдохнуть новую жизнь в авиапромышленного гиганта после провала договоренностей по слиянию EADS с британским оборонным концерном BAE Systems. Эта сделка могла бы стать крупнейшей за всю историю аэрокосмической отрасли — в результате образовалась бы крупнейшая в мире компания на рынке оборонной продукции стоимостью 45 млрд долл.

"Железная леди" Ангела Меркель не позволила слиянию осуществиться, опасаясь утраты Германией части влияния в стратегической индустрии. Тем не менее, сейчас все три государства-участника EADS задумались о том, чтобы сократить влияние правительств на коммерческую структуру и перевести ее на более рыночные рельсы. Сценарий осуществления этих намерений на первый взгляд слегка парадоксален: уход ключевых частных акционеров и увеличение доли государственных. Но, возможно, только на первый взгляд.

Конец политическим распрям? С тех пор, как 5 декабря прошлого года было объявлено о планах по реорганизаци концерна EADS, спрос на акции компании со стороны инвесторов взвинтил их стоимость на 60%. Одобрение фондового рынка было связано с ожиданиями того, что ключевые акционеры — Франция и Германия — попытаются упростить структуру собственности компании, сделав ее более стабильной и прогнозируемой. Таким образом, провал сделки по объединению с BAE Systems мог бы даже пойти на пользу компании, поскольку стал бы стимулом для ее развития.

Уже в конце марта акционеры одобрили план реорганизации, согласно которому должны пройти существенные перемены в структуре управления и собственности EADS — с обновлением совета директоров и наложением строгих ограничений на вмешательство правительства в ежедневную работу компании.

В рамках преобразований двое из частных инвесторов-учредителей концерна, немецкий производитель автомобилей Daimler AG и французский медиахолдинг Lagardère SCA (до реструктуризации владели 15 и 7,5% акций концерна соответственно) — должны продать свои доли. Кроме того, правительство Испании сокращает свою долю с 5,1 до 4%. Также должно быть упразднено право вето правительств Франции и Германии на многие решения EADS. Предполагается, что вмешательство властей будет строго ограничено узким кругом вопросов — до тех, которые могут иметь отношение к вопросам национальной безопасности. Кроме того, доля акций в свободном обращении на фондовом рынке должна превысить 70%, в то время как сейчас она составляет менее 50%.

Новая структура концерна EADS, которая затронет также и Airbus — дочернее предприятие по производству пассажирских самолетов, - говорит о том, что политики наконец созрели для того, чтобы сделать шаг вперед.

Реструктуризация позволит менеджменту концерна приблизить стандарты управления к тем, которые действуют в нормальных компаниях

EADS был создан в 2000 году в результате слияния национальных аэрокосмических компаний Франции, Германии и Испании. При этом акционерное соглашение между учредителями базировалось более на необходимости решения социальных и национальных задач, таких, как рабочие места или вопрос престижа. В то время как гораздо меньший фокус делался на каких-то бизнес-задачах.

В ходе управления концерном менеджеры неоднократно сталкивались с политическими боями, чаще всего связанными с балансом французского и немецкого влияния. К примеру, вплоть до 2007 года EADS работал фактически в условиях менеджерской дуополии — с двумя директорами и главами набсоветов, со стороны Германии и со стороны Франции. Это нередко приводило к путанице и сумятице, утверждали их подчиненные.

Теперь же, вслед за непростой декадой, во время которой EADS в определенной мере играл роль громоотвода для склок по поводу промышленной политики между правительствами Франции и Германии, должно последовать спокойное время.

Хитрые комбинации «Реструктуризация позволит менеджменту концерна приблизить стандарты управления к тем, которые действуют в нормальных компаниях», - так прокомментировал исполнительный директор EADS Том Эндерс основные мотивы решения о реструктуризации.

Предлагаемая структура по-прежнему выглядит политической, утверждают наблюдатели. Согласно новой концепции, правительствам напрямую теперь может принадлежать не более чем по 12% голосующих акций. С одной стороны, Франция должна сократить свою долю с 15 до 12%. При этом ранее также считалось, что эта страна осуществляет управление концерном и через Lagardère с ее 7,5% акций. Германия же, которая ранее не владела акциями EADS напрямую, выкупает пакет в размере 12% у Daimler. Таким образом, суммарно в госсобственности будет пребывать 28% акций (включая акции испанского правительства), хотя до этого государствам принадлежало только 20% акций. Тем не менее, по задумке, реструктуризация должна основательно дистанциировать государства от оперативного управления компанией. «Всем должно стать очевидно, что EADS не является марионеткой в руках правительств», - объясняет Эндерс.

Американский Boeing, который давно находится в процессе судебных разбирательств с Airbus по поводу правительственных дотаций авиапрому, поспешил обвинить менеджмент европейской компании в том, что даже после реструктуризации концерн фактически останется под полным государственным контролем. На это в Airbus заявили, что Франция фактически сложила свои реальные полномочия по управлению концерном. Действуя через Lagardere, ранее Париж мог наложить вето на покупки более 500 млн евро, что является относительно небольшой суммой для аэрокосмической индустрии.

«Теперь же влияние правительств будет ограничено — ровно до той меры, в которой государства могут влиять на сделки в оборонной отрасли во всех странах мира, выступая в качестве заказчиков вооружений», - объяснил Эндерс журналистам.

Миноритарии ждут своего пирога Фондовый рынок одобрил трансформации в EADS не только потому, что ожидает стабилизации в управлении компанией и прекращения многолетних распрей. Всплеск интереса инвесторов был в значительной мере подкреплен намерением концерна осуществить обратный выкуп с последующим аннулированием 15% своих акций. Комбинация была разработана для того, чтобы поглотить часть акций, продаваемых Daimler и Lagardère — из-за опасений насчет возможного падения стоимости бумаг EADS после того, как они появятся на рынке.

В компании не говорили четко о том, какую сумму EADS планирует направить на выкуп собственных акций. Согласно утвержденному плану, предельный объем обратного выкупа — 15%, что на момент принятия решения соответствовало 5,1 млрд евро в соответствии с текущей капитализацией компании. Тем не менее, из-за растущей цены акций менеджменту стоило соблюдать осторожность. Как утверждал еще в марте Эндерс, сумма обратного выкупа не должна превысить трети чистых денежных средств концерна, которые в конце 2012 года составляли 12,29 млрд евро. По оценкам аналитиков, EADS должен выкупить собственных акций на сумму около 3,5 млрд евро.

Но рынок уже пережил разочарование по этому поводу. В начале апреля был дан старт практической реализации плана: Lagardere продала принадлежащий ей пакет в 7,4% акций EADS. Компания получила за пакет 2,3 млрд евро — при этом стоимость акции оказалась в два раза выше, чем их цена при основании компании (18 евро за единицу). Из проданного пакета EADS выкупил 1,6% акций за 500 млн евро, остальные акции, принадлежавшие ранее Lagardere, будут находиться в свободном обращении на открытом рынке.

Не дожидаясь окончания шестимесячного периода, который был отведен частному акционеру планом реструктуризации, Daimler начал размещение своих акций сразу вслед за французским партнером. В середине апреля автоконцерн, бывший акционером компании на протяжении 13 лет, объявил о продаже своей доли в EADS, за которую было выручено 2,2 млрд евро при цене акции по 37 евро за штуку. Финансовый директор автоконцерна Бобо Уэббер оценил сделку как «очень удачную», особенно в контексте сомнений аналитиков по поводу стабильной выплаты дивидендов со стороны Daimler в этом году. Отток денежных средств от выплаты дивидентов должен составить 2,3 млрд евро, хотя удачный выход из EADS позволяет компенсировать Daimler эти потери. При сделке Daimler сумма средств, направленных EADS на выкуп собственных акций, составила 600 млн евро — таким образом, пока обратный выкуп осуществлен на сумму 1,1 млрд евро, что существенно меньше, чем рассчитывали акционеры.

Иного пути нет Одна из главных причин, которая заставляет руководство EADS искать новые пути развития, а правительства стран-акционеров — поступаться своими амбициями — в непростой экономической ситуации в Еврозоне, которая не обошла стороной ни одну компанию. Европейский финансовый кризис, конца которому пока не видно, заставит правительства и дальше сокращать расходы на вооружения, прогнозируют аналитики. Это еще усугубит и без того непростое положение предприятий, выпускающих технику двойного назначения.

«Я думаю, мы станем свидетелями еще большей консолидации в отрасли. Хотя у нас уже есть один яркий пример, когда в прошлом году предприятия попытались объединиться, но из-за вмешательства политиков этого так и не произошло», - отмечает исполнительный директор EADS. Сейчас, по его словам, только небольшое количество стран НАТО придерживаются рекомендаций альянса направлять на оборонные нужды не менее 2% ВВП. По прогнозам Эндерса, затраты на вооружения со стороны «тяжеловесов» оборонной промышленности Европы — Британии и Франции — опустятся ниже этого уровня. Правда, в этих условиях концерн может чувствовать себя сравнительно лучше, чем остальные, поскольку выпускает не только военную продукцию, но и гражданскую, и сможет перенаправить усилия на производство пассажирских самолетов.

В то время как заместить потери от спада спроса на внутреннем рынке за счет наращивания эксрпорта также будет непросто, так как это то, что будут пытаться делать все поставщики. Особо жестокая борьба может развернуться за рынки таких стран, как Индия и Бразилия, а также стран Ближнего Востока. Ситуация для европейских и американских производителей в этом случае будет усложняться тем, что правительства стран с развивающимися экономиками вводят все больше барьеров для проникновения на их рынки, среди которых жесткие требования по трансферу технологий, импорту продукции и другие.

Правда, в финансовом плане EADS до сих пор чувствовал себя довольно неплохо. В прошлом году концерн задекларировал прибыль до вычета налогов в размере 3 млрд евро и рентабельность в 5,3% при доходах в 56,5 млрд евро. К 2015 году Эндерс прогнозирует повышение доходности продаж до 10% в случае, если реструктуризация будет осуществлена по его плану.

Довідка

EADS крупнейшая европейская корпорация аэрокосмической промышленности. Официально зарегистрированная в Амстердаме, корпорация имеет штаб-квартиры, расположенные в Париже (Франция) и в Оттобрунне (к югу отМюнхена в Германии).

Компания основана 10 июля 2000 года слиянием немецкой компании Daimler-Benz Aerospace AG, французской Aerospatiale-Matra и испанской CASA.