"Нова Пошта" - одна из тех компаний, у которых в период карантина обороты лишь увеличились. Наряду с растущей потребностью в доставке посылок по Украине, все актуальнее становится международная доставка - теперь украинцы не только покупают товары за границей, но и все активнее там торгуют. И это - на фоне транспортного локдауна. В связи с этим международное подразделение компании тестирует различные способы доставки посылок, помимо авиации. Например, в конце апреля первый контейнер НП из Поднебесной прибыл по железной дороге, а на днях из китайского Урумчи приехал грузовик с посылками. Все это - процесс поиска оптимальной модели доставки, рассказывает директор "Нова Пошта Глобал" Юрий Беневитский.
За первый квартал года компания доставила самолетами более тысячи тонн посылок. Из каких стран больше всего?
Если быть точным, то посылок было 1 тыс. 15 тонн, из них 900 тонн было доставлено из США и 250 тонн - из Китая. Интересный момент – хоть доля посылок из Китая больше, но они легче по весу, чем из Штатов. Например, если из США средний вес посылки 1,5 кг, то из Китая - около 270 граммов. Ежедневно наши клиенты заказывают в Китае на 2,6 тонн товаров, а в США – на 7,8 тонн.
Какие еще у вас направления доставки в Украину?
Мы возим из разных стран. Кроме США и Китая, популярностью пользуется доставка из Европы. За первый квартал 2020 года лидируют Польша (95 тонн), Италия (85 тонн), Германия (60 тонн), Великобритания (40 тонн). Помимо этого, существенная доля импорта идет из Израиля - это 250 тонн.
Авиация занимает львиную долю, но во время карантина, чтобы грузы не накапливались, мы их отправляем всеми возможными способами.
Какие основные пути международной доставки вы используете?
Авиация занимает львиную долю, но во время карантина, чтобы грузы не накапливались, мы их отправляем всеми возможными способами, которые есть на текущий момент, в том числе комбинируя авиа с ж/д и автотранспортом. Именно сейчас мы стали активно развивать мультимодальную модель доставки. На разных участках пути работают разные виды транспорта, используются транзитные хабы для перегрузки и переоформления.
Если мы говорим про Китай, то на сегодня большая часть посылок оттуда прилетает к нам самолетами либо чартерными прямыми рейсами, либо через хабы в Стамбуле или Риге. Все зависит от того, какое количество грузов и где находится. Но недавно мы запустили доставку из Китая поездом: контейнер с посылками выехал из Гуанчжоу, ехал через Казахстан, Россию, Беларусь и Варшаву, а там был перегружен в нашем транзитном хабе на автомобиль, прошел все необходимые процедуры (таможенные, транзитные) и приехал в Украину. Это была тестовая доставка, но мы ее планируем осуществлять на постоянной основе.
Если мы говорим про европейский участок - тут мы подключаем автомобильный транспорт. По всей логистической цепочке, как видите, мы используем и ж/д, и авиа, и авто.
Рига - это также один из ваших транзитных хабов?
Да, это транзитный хаб, в который прилетает большой самолет из Китая, а дальше посылки с AliExpress доставляются нашим украинским партнером "Элерон" во Львов.
Какова логистика доставки из США?
Тут тоже все очень интересно. В условиях, когда нет регулярных пассажирских рейсов, мы используем чартерные грузовые маршруты. Летаем через хабы в Варшаве, Стамбуле, Баку, Копенгагене и оттуда везем грузы уже в Борисполь. Не исключаем и другие транзитные способы доставки, которые позволят нам выдерживать те сроки, что были обещаны клиенту.
Каких авиаперевозчиков вы можете назвать своими стабильными постоянными партнерами?
Мы плотно сотрудничаем с МАУ. Это наш ключевой партнер, с которым мы довольно долго и много работаем. Также начинаем сотрудничество со SkyUp. Помимо них, мы активно работаем со многими международными авиалиниями: Turkish Airlines, LOT, Silk Way, SAS, Lufthansa и др.
Мы пока только начали работу с железной дорогой: доставляем грузы из Китая в Польшу, а оттуда автомобилем.
Почему не используете железную дорогу для доставки грузов в Украину?
Мы пока только начали работу с железной дорогой: доставляем грузы из Китая в Польшу, а оттуда автомобилем. В будущем, конечно, мы будем рассматривать другие способы и маршруты доставки.
Планируете расширять доставку авиатранспортом в ближайшем будущем?
Мы планируем запускать свои прямые рейсы в США и Китай. Сейчас разрабатываем решения, которые позволят выдержать транзитное время и стоимость.
А что по стоимости доставки?
Все по-разному. Нельзя сказать точно, что дешевле: прямая или комбинированная доставка. Все зависит от загрузки борта на конкретный момент времени. В авиакомпаниях есть management revenue system - система, которая управляет доходами, маршрутами и теми загрузками, которые есть на данный момент времени. Наша задача - использовать оптимальные пути, чтобы не повышать цену для клиента и сохранить скорость доставки.
Раньше вы доставляли почту в багажных отделениях пассажирских самолетов. Как это происходит теперь?
Многие пассажирские авиакомпании сейчас переоборудовали свои самолеты и загружают грузы не только в грузовой отсек, но и на пассажирскую палубу, тем самым увеличивая грузовую вместимость борта. Параллельно используются грузовые самолеты.
Читайте также Особенности грузоперевозок в пассажирских самолетах: Как это делает МАУ
Раньше у нас была возможность делать по 2-3 рейса из США в день. Сейчас мы делаем 2-3 рейса в неделю.
Что еще поменялось в процессе доставки в связи с пандемией коронавируса?
Основное изменение - это транзитное время. Оно увеличилось из-за отсутствия регулярности рейсов. До пандемии пассажирские самолеты летали каждый день и рейсы выполнялись несколькими авиакомпаниями одновременно. Если мы не догружали посылки на один рейс, то могли догрузить на другой или на другое направление - в Киев или в Варшаву. Таким образом, у нас была возможность делать по 2-3 рейса из США в день. Сейчас такой возможности нет - мы делаем 2-3 рейса в неделю. Соответственно, увеличилось транзитное время, а значит - и стоимость доставки из отдаленных регионов. Кроме того, что касается США, там сейчас остановилось большое количество бизнес-активностей, поэтому "первая миля" часто работает с большими задержками. К сожалению, мы никак не можем повлиять на это.
Груз, прибывший из Китая и Польши, на станци сортировки международных посылок.
Многие компании сейчас взялись доставлять средства индивидуальной защиты и медикаменты из Китая. "Нова Пошта Глобал" каким-то образом участвует в этом процессе?
Гуманитарные грузы из Китая мы не возим, но в посылках наших клиентов из AliExpress, например, выросло количество защитных средств и товаров медназначения – маски, респираторы, термометры.
За время карантина Китай несколько раз менял свое экспортное законодательство. Эти процедуры повлияли на вашу работу?
Все ограничения, которые были, немного ужесточились. Сейчас усилился контроль за тем, что вывозится из страны. Например, не из всех аэропортов Китая можно отправить грузы с батарейками или товары, которые подлежат контролю интеллектуальной собственности.
Так было и раньше?
Нет, это было введено именно в период карантина. Фактически, с января. Это больше касается гуманитарных грузов. Что касается грузов e-commerce, то там ограничения минимальные. Там вопрос в основном в сроках и цене. Например, раньше доставляли пассажирскими авиалиниями, а сейчас грузовыми рейсами. И их стоимость для многих игроков рынка электронной коммерции неприемлема. Они просто оказались к ней не готовы.
Изменились ли сроки доставки посылок из Китая ввиду массового экспорта оттуда грузов медицинского назначения?
В Китае действительно есть аэропорты, которые перегружены за счет большого количества гуманитарных грузов, идущих на экспорт. Но есть аэропорты, которые не так загружены, и мы стараемся использовать их для того, чтобы посылки максимально быстро проходили обработку на экспорт. Тут важно быть гибкими и быстро иметь возможность переключаться с одного хаба на другой. Это то, чего мы раньше не делали, а сейчас учимся делать очень быстро. Благодаря нашим китайским партнерам у нас это получается. Кстати, при большом количестве ограничений появилось и большое количество возможностей.
Например?
Например, мультимодальная доставка. Мы всегда рассчитывали на прямые способы доставки, а сейчас появились разные технологии, которые позволяют предоставлять клиентам хороший сервис. Появляются новые маршруты. Все страны заинтересованы в участии. Мы держим руку на пульсе и делаем все возможное, чтобы использовать все открывающиеся возможности.
По стандарту, все международные отправки идут в мешках и больших коробках.
Изменилась ли популярность торговых площадок?
Если мы говорим о Китае, то там, как и прежде, лидирует AliExpress. Большую часть посылок наши клиенты заказывают именно там, но сейчас мы видим интерес и к другим китайским площадкам. Как раз во время карантина мы запустили новый продукт NP Shopping China. С его помощью можно заказать любой товар на внутреннем китайском маркетплейсе (из любого присутствующего на торговых площадках магазина). Товар отправляется на наш склад в Китае, и дальше посылка едет в Украину. То есть, сегмент китайских магазинов, в которых украинцы стали покупать, растет. Среди пользователей NP Shopping China самым популярным является магазин Taobao. Его доля 63% в общем количестве заказов, а после него идут Tmall – 10% и Alibaba – 6%.
Среди американских онлайн-магазинов самые популярные - eBay – 25% заказов, Amazon – 22% и 6p.m. – 12%.
Куда отправляют посылки из Украины?
Львиная доля отправлений идет в Европу и США. Самые популярные экспортные страны во время карантина у нас распределились так: Молдова (54%), США – 6%, Польша – 5%, Германия – 4%, Китай – 4% и Великобритания – 2%.
Что, в основном, отправляют из Украины?
В основном это хендмейд-товары и товары B2B-сегмента. В США идет больше хендмейда, а в Европу - B2B-грузов.
На каких площадках торгуют украинцы за рубежом?
Если мы говорим об экспорте, то это три больших игрока - Amazon, e-Bay и Etsy. Лидером по торговым площадкам является Etsy, туда направляется около 70% всего экспорта. Еще 20% приходится на Amazon и 10% - e-Bay. Если же говорить в географическом разрезе, то больше всего посылок наших клиентов уходит в США (78% объемов), также популярны Великобритания, Австралия и Канада.
Читайте также К нам уже обращаются иностранные компании по вопросам грузоперевозок - интервью с гендиректором SkyUp Airlines
На заглавном фото - модель самолета в кабинете одного из совладельцев "Новой Пошты". Фото - ЦТС.