"Господин Безлер (один из лидеров террористов - ред.) взрывает железнодорожные пути таким образом, чтобы все вагоны с рудами и прочим добром шли под его контролем, а он их обкладывал данью ", – заявлял в начале июня министр внутренних дел Украины Арсен Аваков.  После активизации антитеррористической операции мотивы пророссийских сепаратистов по подрыву путей изменились – теперь они пытаются просто наносить максимальный урон всей инфраструктуре региона. В первую очередь страдает железная дорога, которая является кровеносной системой для промышленности Донбасса. Случаи подрыва мостов и путей за последние два месяца наблюдались практически на всем театре действия АТО. Теперь для движения поездов открытой осталась только одна железнодорожная линия, позволяющая вывозить грузы из региона только в двух направлениях  (см. карту ниже).

"Укрзализныця" не имеет возможности отправлять грузовые вагоны более чем на 50 станциях Донецкой железной дороги из-за разрушения инфраструктуры (мостов, путепроводов, путей и контактной сети). Речь идет об основном Чаплинском железнодорожном направлении из Донецка на западные регионы Украины, которым курсировало 70% грузовых поездов. Станция Чаплино находится на стыке Приднепровской и Донецкой железных дорог. Ранее большинство грузов из Донбасса в другие регионы Украины перевозилось через Донецк-Красноармейск-Чаплино. В связи с поврежденной инфраструктурой сейчас грузопотоки направляются через Ясиноватую-Константиновку-Славянск-Лозовую и в направлении Мариуполя. Однако это позволяет перевозить только 40% грузов ДЖД. Также наблюдается дефицит сырья на предприятиях, которое не успевают подвозить. О том как ситуация выглядит в цифрах на брифинге в Украинском кризисном медиа-центре рассказал начальник управления аналитики и нормирования эксплуатационной работы главного управления перевозок «Укрзализницы» Николай Топчиев. 

Славянск-Ясинувата-Волноваха - единственная открытая для вывоза грузов линия (розовый маркер - закрытые направления)

Падение грузооборота

За время военных действий (май-июль) Донецкая железная дорога перевезла 47,4 млн т грузов, что на 13,1% меньше, чем в прошлом году. Среди основных причин падения грузопотока – повреждение инфраструктуры, подвижного состава и блокирование вывоза грузов. Доля Луганской и Донецкой областей в формировании перевозок во внутреннем сообщении составляет около 45%, экспортном – 28%. Основные грузопотоки, которые формируются в этих областях – уголь, кокс, металлы, вапняк.

Недополученный миллиард

За семь месяцев текущего года Донецкая железная дорога получила доходов на 15,4% меньше, чем за аналогичный период 2013 года. В денежном эквиваленте это составляет больше чем 1,6 млрд грн. В связи с падением объёмов перевозок украинские железные дороги недополучили около одного миллиарда гривен. Если ситуация в стране не стабилизируется, то до конца года отрасль может потерять около 3 млрд грн. 

Удлинение маршрутов

Из-за массовых повреждений железнодорожной инфраструктуры сегодня отсутствует движение по главным направлениям Донецкой железной дороги. Полностью открыты только направления через Ясинуватую на Мариуполь и от Волновахи на Приднепровскую железную дорогу.

Кроме того, закрыты пограничные переходы с Россией (Красная Могила и Квашино). В связи с этим, грузопоток, который шел в Россию и через ее территорию в страны средней Азии сейчас переориентировался. Грузы направляют через переход Тополи-Соловей. Это привело к увеличению расстояния почти на 500 километров. Эксплуатационные расходы на курсирование одного грузового поезда  выросли на 73 тысяч грн, что составляет в среднем за месяц более 13 млн грн.

Сепаратисты подрывают даже поезда

Предприятия

Кроме прямых финансовых потерь «Укрзализницы» повреждённая инфраструктура несет угрозу остановки крупным предприятиям региона.  Такая угроза может затронуть такие предприятия, как металлургический комбинат "Азовсталь", Енакиевский металлургический завод, Алчевский металлургический комбинат, Донецкий металлургический завод, Донецкий металлопрокатный завод, Авдеевский коксохимический завод, концерн "Стирол", Северодонецкое объединение "Азот". Эти предприятия отрезаны от поставок сырья из других областей Украины. Это несет угрозу увеличения падения ВВП всей страны.

Ремонт инфраструктуры

По состоянию на 1 июля 2014 года уже восстановлено 66 объектов путевого хозяйства из 90 поврежденных на общую сумму 1 млн грн. Кроме того, по временной схеме восстановлены шесть искусственных сооружений на сумму 1,6 млн грн. Помимо этого, энергетики возобновили работу значительной части устройств электроснабжения. В частности, частично отстроено 25 км поврежденной контактной сети из почти 30 км выведенных из строя, 3,2 км воздушных линий. Эти работы обошлись в 20,9 млн грн. Несмотря на сложные и опасные условия, железнодорожники обеспечивают движение поездов, восстанавливают поврежденные объекты инфраструктуры. По предварительным подсчетам, убытки от террористических актов по основным хозяйствам отрасли составили около 300 млн грн.

Перевозка пассажиров

По заказам Межведомственного координационного штаба УЗ бесплатно перевезла из донецкого и луганского регионов 2 136 пассажиров. Повреждения железнодорожной инфраструктуры на востоке страны повлияли на объемы перевозок не только грузов, но и пассажиров. Донецкая железная дорога в первом полугодии перевезла на 15% меньше пассажиров, чем за соответствующий период прошлого года.