Антанас Жмеяускас - член правления Даугавпилсского локомотиворемонтного завода, входящего в корпорацию Skinest Rail. Руководит предприятием с 2018 года, до этого был начальником по движению, а также возглавлял вагонное направление Литовских железных дорог (Lietuvos Gelezinkeliai). В интервью ЦТС Антанас рассказал о многочисленных проектах ДЛРЗ в сотрудничестве с украинскими заказчиками и поставщиками, о новых для нашего рынка вагонах и разрабатываемом локомотиве, который можно будет увидеть на пространстве 1520 уже через два года.
Расскажите о показателях работы завода за первое полугодие.
Начало года для завода было очень тяжелым, так как первые локомотивы начали поступать только в январе, а все заказы и планы 2019 года были уже выполнены. В сложившейся ситуации пришлось резко набирать темп производственных мощностей и обеспечения. Видя весь план маркетинга на 2020 год, завод максимально его выполнял.
Первое полугодие проработали с хорошей загрузкой предприятия как в локомотивном направлении, так и линейном. В итоге закончили его с положительными показателями.
Основные показатели первого полугодия - 20 секций локомотивов в объеме капитального ремонта; линейное производство - 7 дизелей, 14 блоков, 10 коленчатых валов, 431 колесная пара, 11 генераторов и 2 атомовоза (платформы для перевозки радиоактивных отходов).
С прошлого месяца мы уже входим в свой привычный ритм производства, предусматривающий выпуск 6 локомотивов в месяц. Так что, можно сказать, мы в деле и смотрим вперед смело и готовы развиваться.
Сейчас ДЛРЗ занимается модернизацией двух локомотивов 2ТЭ10 для "Метинвеста". Какие работы на них выполняются?
Да, так и есть, мы сейчас занимаемся модернизацией тепловозов 2ТЭ10М, и это один из наших приоритетных проектов. На сегодняшний день подвижной состав, который эксплуатируется промышленным предприятиями и железными дорогами, в основном был произведен еще во времена Советского Cоюза, а это технические и экономические решения 30-летней давности! Обновлять подвижной парк может далеко не каждый собственник, а модернизацию можно себе позволить.
В рамках модернизации этих тепловозов мы планируем заменить устаревший дизельный двигатель 10Д100 на более экономичный, естественно, для этого придется перестраивать, топливную и масляную системы тепловоза, перерабатывать цепи тягой, систему охлаждения и, конечно, повышать качество очистки воздуха, подаваемого в двигатель. На тепловозе по-прежнему останется компрессор КТ6, тяговый генератор ГП-311Б с повышенным классом изоляции.
Также мы помним о тяжелых и жарких условиях работы машинистов. Для улучшения условий труда на тепловозе обязательно установим систему кондиционирования воздуха, холодильник, розетку… В общем, все, что нужно для комфортных условий работы.
Какой экономический эффект даст модернизация?
Это основная причина, почему модернизации тепловозов должны быть популярны. Во-первых, модернизация тепловоза будет стоить значительно дешевле покупки нового тепловоза, а во-вторых, эксплуатационные затраты мы сравняем с затратами современных локомотивов. Если говорить о цифрах, после модернизации тепловоз 2ТЭ10М будет потреблять топлива минимум на 15% меньше, также это касается и масла, экономия которого (на угар) составит минимум 80%. И конечно, за счет перенастройки системы управления тягой тепловоза мы ожидаем повышения тягового усилия. В итоге заказчик сможет за один раз перевозить больше груза (это мы обязательно будем проверять в реальных условиях эксплуатации).
Еще на стадии обсуждения проекта от заказчика было выдвинуто требование: "Модернизация должна принести экономический эффект, но при этом она должна быть максимально дешевой и доступной". Опираясь на эти принципы мы и принимали те или иные технические и экономические решения.
Каковы планы по сотрудничеству с украинскими предприятиями на ближайший год?
Сегодня мы тесно сотрудничаем с различными заказчиками и поставщиками в Украине, и надеемся, что так и будет продолжаться не только в ближайший год, а и в дальнейшем. Основным и доминирующим партнером, конечно же, является компания "Метинвест". ДЛРЗ зарекомендовал себя как партнера по ремонту тепловозов любой сложности, а теперь еще и активно развивает направление модернизации.
Для более оперативного реагирования и предоставления качественных услуг по обслуживания наших тепловозов, на территории Украины успешно работает наш сервисный центр.
В портфеле заказов ДЛРЗ сейчас немало международных проектов. Например, модернизация тепловозов для ж/д Азербайджана. Расскажите подробнее.
Совершенно верно, мы всегда стремимся расширять географию реализованных проектов. Касательно модернизации тепловозов для Азербайджана, не скажу, что она такая же масштабная, как в случае с модернизацией тепловозов 2ТЭ10М для "Метинвеста", но ряд положительных изменений однозначно есть. К примеру, по требованию заказчика, для повышения уровня безопасности движения, тепловозы оборудуются комплексным локомотивным устройством безопасности КЛУБ-У. Для снижения интенсивности износа гребней колесных пар (а это одна из самых затратных операций в статье эксплуатационных расходов) на тепловозе устанавливаем жидкостные системы смазывания гребней (кстати, украинского производства). И, по уже сложившейся традиции повышения комфорта работы локомотивных бригад, на тепловозе мы установили системы кондиционирования воздуха Webasto, освежили интерьер кабины машиниста. Кстати, первый тепловоз уже сдан заказчику и скоро будет введен в эксплуатацию.
Общий заказ составляет до 20 локомотивов в течение двух лет. Они поступают к нам партиями, в данный момент на завод пришла только вторая партия. Это тепловозы 2ТЭ10М и ТЭМ2 в различном исполнении - двух-, трехсекционные.
В последние годы завод ремонтировал локомотивы для Deutsche Bahn. Расскажите об этом проекте. Выполняете ли что-то сейчас для DB?
Для DB мы ремонтировали тепловозы серии BR232/233. Это был вызов для нас, с которым мы успешно справились. Так как ранее для немецких железных дорог мы тепловозы не ремонтировали, пришлось проходить полный цикл квалификационных и сертификационных проверок для получения права выполнять ремонт по регламентам DB. Поверьте, там было над чем поработать. В эту задачу включилось все предприятие, цеха, коммерческие и технические службы, была проведена техническая подготовка производства, создана технология ремонта, соответствующие регламенты по контролю качества выполненных работ.
В общей сложности нами было отремонтировано 11 тепловозов, которые сейчас успешно эксплуатируются на немецких железных дорогах. На текущий момент мы выполнили все взятые обязательства перед DB и передали тепловозы в эксплуатацию. Учитывая, что парк тепловозов BR невелик, в ближайшее время мы не видим заказы на локомотивы от DB, но постоянно выполняем и изготавливаем линейную продукцию для компании: дизельные двигатели, тележки локомотивов в сборе. Добавлю также, что тепловозы серии BR мы ремонтируем не только для DB, но и сотрудничаем с заказчиками из Венгрии и Польши.
Что в работе на данный момент (заказчики, типы тепловозов)?
Круг наших клиентов и партнеров очень большой. Это Эстония, Латвия, Литва, Беларусь, Польша, Германия, Бельгия, Венгрия, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Россия и, конечно же, Украина. Это как частные компании, так и государственные. В данный момент основные серии локомотивов, находящиеся на производстве завода, это 2ТЭ116, 2ТЭ116У, 2ТЭ10, 2ТЭ10М, 2ТЭ10МК, 3ТЭ10М, 2ТЭ10У, М62, БР232, ТЭМ2, ТЭМ2У. Доминирующий тип ремонта - это капитальный ремонт с небольшими модернизациями, потом - средний ремонт.
Очень часто после пожаров или аварий, когда требуется восстановить локомотив и дать ему вторую жизнь, обращаются за помощью к нам. Поскольку большинство используемых деталей - нашего собственного производства.
Из крупных заказов линейного направления, могу назвать вагон-атомовоз. Кстати, заказ в Украину.
Что из себя представляет атомовоз и для кого вы их производите?
Это многоосный вагон-транспортер, разработанный по спецназначению. Он изготавливается для вывоза отходов атомной энергетики. Раньше на рынке наших стран таких не было, мы его изготавливали с нуля (но по существующей конструкторской документации - ЦТС). Заказчиком данных вагонов является украинский "Энергоатом". Мы уже выпустили пять экземпляров, два - одной модификации, три - другой. Сейчас на линии начальной сборки уже шестой экземпляр одного типа и седьмой - другого типа.
Ранее в интервью глава Skinest Rail Роман Захаров рассказал нам, что ДЛРЗ планирует выйти на рынок с новым собственным маневровым локомотивом. Что это будет за машина? Расскажите о ее параметрах. Когда ожидать первый тепловоз?
Да, это так. Маневровый тепловоз мощностью 1000 кВ с гибридным двигателем. Основной акцент делается на топливную экономичность и снижение эксплуатационных расходов. Пока идет процесс проектирования, тепловоз "в железе" ожидаем в 2022 году, выход на рынок - в 2023 году. Более подробно про него мы сможем рассказать по окончанию проектных работ, но, как и сказал Роман Захаров, главное в этом проекте то, что он будет собственного изготовления.
О других конкретных характеристиках тепловоза пока рано говорить, мы только в начале пути, как раз сейчас обсуждаем особенности тепловоза, его технические показатели с потенциальным заказчиком.
А кто этот потенциальный заказчик?
Могу только сказать, что он - читатель вашего портала, работающий в пространстве 1520. Однако разрабатываемый тепловоз будет рассчитан не только на рынок колеи 1520, но и на узкую колею. Мы рассматриваем вариант разработки, позволяющий использовать его и там, и там.
Опишите пожалуйста производственную цепочку модернизации/ремонта локомотива (как он доставляется на завод, с чего начинаются работы и т. д.). Сколько людей задействовано в этой работе?
Это достаточно интересный и трудоемкий процесс. О том, сколько задействовано сотрудников, скажу так: задействованы все, каждый сотрудник на нашем предприятии вносит свой вклад в достижение результата. Производственные специалисты занимаются ремонтом. Служба снабжения контролирует, чтобы хватало комплектующих и материалов. Коммерческие службы - наше связующее звено с заказчиком - занимаются оформлением таможенных и других документов, связанных с прибытием и отправкой тепловоза, его приемкой в ремонт и сдачей после ремонта. Технические службы сопровождают процесс ремонта, разрабатывают проекты модернизаций и улучшений в тепловозе. Задействована логистическая служба и другие. Как видите, все специалисты участвуют в процессе.
Чтобы рассказать о всей цепочке ремонта/модернизации тепловоза, потребуется много времени, проще в иллюстрации приложить технический процесс ремонта. Ну а если кратко, то все начинается с того, что тепловоз приезжает на наше предприятие, если это необходимо, проходит таможенные процедуры и попадает в цех на позицию разборки и дефектации. Если локомотив не может приехать своим ходом, мы доставляем его частями (авто-, ж/д транспортом). На этом этапе, в зависимости от объема ремонта, тепловоз разбирают до винтика, все осматривают, диагностируют, фиксируют, выдают соответствующие распорядительные документы. Дальше идет процесс очистки тепловоза, мойка, дробеструйная очистка и грунтовка.
Демонтированные узлы и агрегаты попадают на соответствующие участки, где проводят их ремонт и восстановление. Кузов же перемещается дальше на участок ремонта кузовов, где выполняют его ремонт, восстановление или доработку. Опять же, все зависит от объема ремонта или модернизации (устанавливают или срезают кронштейны, меняют непригодные листы обшивки, выполняются рекомендации экспертных организаций по усилению несущих частей кузова для продления его срока службы).
Когда кузов готов, а все комплектующие и агрегаты отремонтированы, начинается его сборка. Это происходит на соответствующей позиции. Начинают электрики, которые прокладывают жгуты проводов ко всем потребителям и источникам. После в тепловоз устанавливается отремонтированный в дизельном цеху двигатель, и начинается самое интересное - монтаж и сборка всех систем, центровка агрегатов, настройка работы.
В итоге, на выходе получаем собранный тепловоз, но это еще далеко не все. После сборки следует пробный запуск, далее "реостат", где проводится регулировка тяговой характеристики тепловоза. Потом - окраска по требованию заказчика и обкатка тепловоза на путях общего пользования, где завершается проверка и настройка его систем. Естественно, на каждом из этапов ремонта или модернизации служба качества предприятия контролирует все процессы. Завершающий этап - это сдача тепловоза заказчику на территории завода, его транспортировка в депо приписки и ввод в эксплуатацию. Последний обязательно проводится с участием специалистов нашего предприятия.
Повлияла ли на вашу работу пандемия коронавируса?
Однозначно - да. Начались проблемы по доставкам товарно-материальных ценностей от поставщиков, предприятия одни закрывались, другие работали на «удаленке», трудно проходило согласование и заключение договоров. Не смогли приехать из Украины специалисты, которых мы отобрали еще в 2019 году. До карантина из 25 отобранных специалистов успел приехать только один. Сейчас со всеми отставшими поддерживаем связь и следим за ситуацией. От своих намерений относительно них мы не отказываемся, все они будут работать на нашем заводе на постоянной основе. Это в основном автоматчики, конструкторы, инженеры, технологи. Ждем с нетерпением новых коллег.
Также, из-за невозможности пересечения границ, некоторые выполненные заказы ждут приемки от заказчика. Кроме того, на выполнение некоторых работ на договорной основе не могли приехать исполнители - пришлось менять планы и осваивать, делать самим, чтобы не срывать сроки и обязательства перед заказчиками…
Я рад, что мы справились с этими задачами. Но самое главное - это то, что пандемия не затронула персонал завода. Здесь тоже пришлось попотеть и быстро реагировать, чтобы максимально обезопасить людей.
Чем еще занимается завод, помимо ремонта и модернизации локомотивов?
Ремонтом отдельных узлов и оборудования для магистральных и маневровых тепловозов, дизель-поездов и электропоездов, такого как: колесные пары, дизели, тележки, электрические машины тепловозов и электропоездов и многое другое. Также мы выполняем ремонт и модернизацию пассажирских вагонов. Занимаемся производством запасных частей для ж/д подвижного состава: центробежное литье и изготовление гильз цилиндра для дизелей Д100, Д49, Д50, 14Д40, К6S310DR, поршней Д100, маслот, изготовление поршневых колец, вкладышей МОП, бронзо-баббитовых вкладышей дизелей Д100 и Д50; изготовление жестких и упругих зубчатых колес тягового редуктора, большой спектр запасных частей локомотивов. Изготавливаем макетные заготовки высоковольтных камер, пультов управления, обмотки якорей электрических машин. Кроме того, производим запчасти и металлоконструкции по индивидуальным заказам для промышленной, сельскохозяйственной, строительной и других отраслей.
Читайте также В ближайшие несколько лет хотим выйти на рынок с новым локомотивом"