За пределами Франции имя Жак Сааде известно не многим, но синие контейнеры с надписью CMA CGM можно встретить во всех портах планеты. Ливанский предприниматель мог пойти по следам своего отца и выращивать табак, зерно и хлопок, но все изменила война и один телесюжет. В далеком 1978-м году Сааде начинал с четырьмя сотрудниками, а флот у молодой компании состоял всего из одного судна.

Жак Сааде всегда жил на побережье Средиземного моря. Однако с морем его судьба переплелась уже в зрелом возрасте. Родившись в Ливане, большую часть молодости он провел в Сирии. У его семьи там был свой бизнес по выращиванию табака, зерна, хлопка. Дела шли хорошо, так что у молодого Сааде была возможность учиться в Лондонской школе экономике, которую он окончил в 20-летнем возрасте.

Читайте также Владычица морская: мировое лидерство, построенное семьей Maersk

Его отцу в бизнесе доводилось арендовать суда для экспорта продукции из Сирии и он посоветовал сыну немного поучиться морскому делу. Так Жак Сааде оказался в Нью-Йорке, где прошел стажировку в американской компании Isbrandtsen Lines.

В США будущий бизнесмен увидел по телевизору сюжет об американской армии во Вьетнаме. В нем речь шла о перевозке небольших грузов (одежда, сигареты) в контейнерах объемом 1 куб. метр. Тогда Сааде пришел в восторг: «Я подумал, что контейнер – отличная идея для перевозки товаров, поскольку он закрытый, легкий и быстрый». Вернувшись в Сирию, молодой парень был окрылен новыми идеями по развитию семейного бизнеса. Однако смерть отца, сложные политические события в Сирии и гражданская война в Ливане внесли свои коррективы в планы.

В 2009 году Жаку Сааде удалось спасти CMA CGM от банкротства

Война – мать всего Как ни странно, но именно война способствовала основанию будущей бизнес-империи. Когда молодой Жак вернулся из США, семья Сааде лишилась своего бизнеса в Сирии в результате национализации, проведенной президентом Хафезом аль-Асадом. Так в один миг рухнуло дело, которое так долго создавал отец. Семья вынуждена была перебраться на родину матери – в Ливан. Но и там не было спокойно. В стране разразилась гражданская война. Жак Сааде с женой и детьми решили уехать во Францию. Поскольку он хотел жить где-то у моря, то они поселились в Марселе. Сначала на два месяца, а впоследствии оказалось, что навсегда.

Марсель стал для Сааде новой родиной. Особенно это касается бизнеса. Здесь он наконец осуществил свою давнюю затею и основал компанию, занимающуюся морскими контейнерными перевозками – Compagnie Maritime d'Affretement (CMA). В морском деле Сааде решил не заморачиваться, а начать с простого: одно судно – одна линия (Марсель – Ливорно – Бейрут – Латакия). А дальше будущий контейнерный магнат начал свою битву за новые рынки и маршруты.

Сааде был одним из первых, кто увидел потенциал Китая.

Через два года компания приобрела второе судно и открыла вторую линию: Бейрут – Нью-Йорк. Впоследствии Сааде рискнул, и в 1983 году открыл линию, проходящую через Суэцкий канал. Вскоре после этого были открыты несколько линий в Азию. В конце концов, дело дошло до Китая.

Сааде был одним из первых, кто увидел потенциал Китая. В 1992 году он посетил Поднебесную и был поражен рвением китайцев к работе и переменам. На месте он решил открыть первый офис компании, в котором работало всего три человека. Сейчас CMA CGM имеет в Китае 64 офиса и почти две тысячи сотрудников. Именно выход на китайский рынок позволил CMA войти в 1994-м в Топ-20 контейнерных перевозчиков мира, а через год стать наибольшим французским перевозчиком в своем сегменте. А дальше был сказочный успех.

Родольфе Сааде - наследник империи

В 1996 году CMA удалось приобрести государственного перевозчика Compagnie Generale Maritime (CGM). В результате компания Сааде приобрела современное название – CMA CGM, а ее позиции подскочили до двенадцатого места в Топ-20 контейнерных перевозчиков мира. Через десять лет CMA CGM достигла нынешней позиции, став третьим контейнерным перевозчиком в мире. Это звание компания Сааде удерживает до сих пор, несмотря на все сложности рынка.

Корпоративные ценности Несомненно, Сааде удалось достичь большого успеха в морской отрасли. Но, как говорится, нет худа без добра. Отметив 30-летней юбилей, CMA CGM столкнулась с финансовыми проблемами, вызванным финансовым кризисом в развитых странах. В результате, в 2009 году компания оказалась на грани банкротства. Казалось, что империя на волоске от гибели. Но Жак Сааде продолжал с уверенностью смотреть в будущее, и как следствие, ему удалось уберечь компанию.

4582615583215-8336061

Что же помогло бизнесмену сохранить свое любимое дело? Ответ может показаться довольно странным. Без везения не обошлось, но главную роль сыграла вера в корпоративные ценности, которая помогла удержать компанию от краха. Еще при создании CMA главными ценностями были определены: инициатива, смелость и лояльность. В 1995-м к этим качествам добавилась изобретательность. В 2000-х корпоративные ценности подверглись небольшому ребрендингу. Смелость была заменена дерзостью, а лояльность –единством.

Именно ценности являются связующим звеном между компанией образца 1978-го и сегодняшним гигантом. Вышеперечисленные качества – основа корпоративной культуры и стратегии перевозчика. Рассмотрим их немного детальнее.

Первая ценность – инициатива. Глядя на многолетнюю историю компанию, начавшуюся с инициативы Сааде, можно уверенно сказать, что это качество является основой основ. Благодаря этой ценности CMA CGM заняла свое место на рынке, всячески поощряя инициативу своих сотрудников.

Вторая ценность – дерзость. Новые рынки всегда были источником роста группы CMA CGM. Но для того, чтобы на них выйти и, главное, удержаться – нужна дерзость. Но это качество не должно проявляться бездумно, а должно соответствовать трем целям: прогресс, качество и прибыльность.

Центральный офис CMA CGM в Марселе

Третья ценность – изобретательность. Это качество проявляется в поиске новых подходов к клиентам компании. Не удивительно, что CMA был одним из первых контейнерных перевозчиков, кто занялся ж/д перевозками. Так, в 1981 году был открыт первый интермодальный сервис по доставке грузов на Ближний Восток (морем и по железной дороге). В 2004-м компания пошла еще дальше, запустив контейнерные поезда из Гавра в Марсель. Это позволило сократить на неделю доставку грузов из северной части Франции в Алжир. Сейчас интермодальные услуги CMA CGM включают не только морской (в том числе каботажный) и железнодорожный, но речной и автомобильный виды транспорта.

Четвертая ценность – единство семьи. Это, так сказать, заключительное качество: деятельность всех и вся должна быть направлена на поддержание и сохранение статуса компании. Другими словами, сила в единстве. Не удивительно, что Жак Сааде и члены его семьи на личном примере демонстрируют, как нужно работать совместно на общее благо. Напомним, что Наила Сааде (жена) возглавляет Корпоративный фонд компании, занимающийся благотворительными проектами группы. А двое его детей – Родольфе (вице-президент) и Таня (ответственна за коммуникации) –  входят в совет директоров компании.

Сейчас рынок контейнерных перевозок переживает непростые времена. Даже его лидеры признают это. Не удивительно, что за последние годы были созданы несколько альянсов. CMA CGM создал собственное объединение Ocean Three, куда также вошли китайская China Shipping Container Lines (CSCL) и арабская United Arab Shipping Company (UASC). Но даже и без альянсов Жак Сааде излучает спокойствие, поскольку уверен в будущем своей компании. Он, как и его отец, подготовил себе надежную замену. Его сын, Родольфе, также начинавший свою карьеру в Нью-Йорке, занят в семейном бизнесе не первое десятилетие и отлично разбирается в морском деле. 

Читайте также: Морская гигантомания: почему контейнерные перевозчики грезят идеями союзов