Докладчиками на мероприятии, организованном Центром транспортных стратегий, выступили заместитель Министра инфраструктуры Украины Дмитрий Демидович, член правления компании Roland Berger Мария Михайленко, начальник Администрации морских портов Украины Юрий Васьков, а также директор по развитию бизнеса PwC Эндрю Кузич. Среди участников конференции были также генеральный директор компании "Бруклин-Киев" Юрий Губанков, генеральный директор холдинга "Портинвест" Александр Смирнов, начальник Ильичевского морского торгового порта Александр Григорашенко, глава Федерации работодателей транспорта Украины, первый министр транспорта Орест Климпуш, глава "Укрморречфлота" Владимир Севрюков и другие. В целом в работе конференции взяло участие около ста человек.
Дмитрий Демидович отметил, что Закон о морских портах не будет работать без частных инвестиций. "Реформа проводится в духе государственно-частного партнерства, поэтому если нет инвестиций, то сам по себе закон ничего не дает", - заявил чиновник.
Он также коснулся темы транзита. "Тот транзитный грузопоток, который у нас сейчас есть - идет по остаточному принципу. У нас нет значительного логистического преимущества в борьбе за грузопотоки. Явных преимуществ нет, но мы их должны создать. Те инвестиции, которые мы планируем реализовать в портах, привяжут реальный бизнес к терминалам, и мы получим дополнительное конкурентное преимущество", - рассказал Дмитрий Демидович.
Заместитель министра инфраструктуры также сообщил, что все еще идут дискуссии по вопросу концессионного платежа. "Мы взяли определенный период времени на отработку концессионной системы", - объяснил он.
Предлагаем читателям также выдержки из выступлений некоторых участников конференции.
Юрий Васьков, директор Администрации морских портов
"АМП должна быть гарантом того, что все субъекты, работающие на территории порта, имеют равный доступ к стратегическим объектам"
Одна из новаций - это изменение системы управления. Без изменения управления каждым портом создать нормальные условия для инвестирования в принципе было бы невозможно. В чем основные функции АМП? Я бы выделил пять основных:
Обеспечение равного доступа к объектам портовой инфраструктуры, которые будут являться основой имущества администрации и ее филиалов. Другими словами АМП должна быть гарантом того, что все субъекты, работающие на территории порта, имеют равный доступ к стратегическим объектам, объектам общего пользования;
Содержание стратегических объектов в соответствии с их паспортными характеристиками. Если посмотреть, как поддерживаются акватория и гидротехника, видно, что более 50% целевых вложений в увеличение глубин, реконструкцию и модернизацию, были вынужденно потрачены на другие виды деятельности. Система работы заключалась в том что, порт одновременно и стивидор, и собственник причалов, имеет деятельность, не связанную с перевалкой грузов, иногда навешенную вынужденно. Поэтому порты были вынуждены тратить свои сборы на другие виды деятельности. И в итоге мы получили износ основных фондов, несоответствие паспортных характеристик реальным показателям.
Третье направление наиболее важное: обеспечение и координация развития морского порта. Мы получаем единый подход современный и эффективный к процессу развития. По закону основой является стратегия развития на 25 лет, которая была принята Кабинетом министров. И отличается она от стратегий, которые принимались раньше тем, что те документы не были связаны с реальным положением дел в порту и носили декларативный характер. Сейчас стратегия является основой развития для каждого порта и каждого морского терминала. Разработана она с привлечением ведущих мировых компаний, которые имеют опыт работы в других государствах, других портах, имеют опыт реализации концессий. Стратегия развития каждого порта предполагает более краткие сроки, но соответствует общей стратегии. Есть единый подход, современно написанный документ, определяющий развитие и отдельного предприятия, и отрасли в целом.
Обеспечение выполнения инвестиционных программ. Пока процессы работы здесь достаточно сложны, забюрократизированы. Пройти весь путь от проекта до строительства смогут около половины сегодняшних портов. И как пройдут - отдельный вопрос. Именно попытки портов самостоятельно двигаться вперед привели, в том числе, к износу инфраструктуры. В этой связи АМП также должна в хорошем смысле выполнять роль лоббиста всех процедур - от согласования на бумаге до реализации проектов.
Пятая функция это обеспечение безопасности: эксплуатации инфраструктуры порта, мореплавания, координация вопросов связанных с режимом, ликвидация ЧП. Это определено законом как направление, которое нужно координировать и эффективно развивать. Мы сфокусируемся, и если получится, АМП сможет оправдать то, что возложили на него авторы закона, руководство государства и министерства.
Андрей Цокол, представитель Европейского банка реконструкции и развития
"ЕБРР должен быть вовлечен в проект еще на начальном этапе – при организации концессионного конкурса"
ЕБРР работает в Украине уже 20 лет и активно финансирует транспортную отрасль. Ее портовый сегмент является одним их самых основных и перспективных. Мы уже работаем с украинским бизнесом по нескольким проектам, где объем инвестиций измеряется десятками миллионов долларов. И мы, безусловно, хотим наращивать инвестиции в портовый сектор. Мы готовы рассматривать новые проекты.
Приятно было услышать о том, что интересы инвесторов нужно ставить на первое место. Это правильно, поскольку любой проект инициируется инвестором, а банк, когда его привлекают к его финансированию, является ведомым в этой связке. Когда акцент делается на механизме концессии, очень важно привлекать банки.
У ЕБРР есть своя политика по финансированию проектов концессии. Эти проекты являются примером государственно-частного партнерства. Когда государство привлекает инвестора для реализации определенного проекта на условия открытого конкурса – это позволяет выбрать лучшее предложение. Она предполагает, что ЕБРР должен быть вовлечен в проект еще на начальном этапе – при организации концессионного конкурса, подготовки тендерной документации документов. Если концессионный конкурс проходил непрозрачно, ЕБРР попросту может отказаться от финансирования проекта.
Мы полностью поддерживает предложение привлечь ЕБРР в рабочие группы подготовки концессионных конкурсов. Мы готовы принять участие в их работе. Более того, мы готовы к общению с инвесторами в портовую отрасль.
Направление реформы портовой отрасли выбрано правильно. Теперь главная задача – приступить к реализации стратегии».
Джулиан Смит, партнер, PwC Украина
"Предполагается высокий спрос на инвестиции для повышения эффективности работы портов"
Мы думаем, что концессия портов Украины будет привлекательной для инвесторов. Почему? Украина - это одна из развивающихся экономик региона с высоким портовым оборотом. Предполагается высокий спрос на инвестиции для повышения эффективности работы портов, и концессия позволяет портовым операторам генерировать новые источники доходов. При этом существуют определенные риски, которые необходимо учитывать при структурировании концессии. Во-первых, политический риск, риск потери объекта концессии. Затем, отсутствие у администрации порта опыта управления механизмом концессии. Зависимость от инвестиций в наземную инфраструктуру. Конкуренция российских и других портов. Обязанность оператора платить фиксированный концессионный платеж при изменении курса. И наконец – возможные сложности повышения эффективности портов.
Если мы преследуем цель привлечь частный капитал в развитие портовой отрасли, мы должны иметь гарантии от государства, чтобы иностранные инвесторы были уверены, что вся проделанная работа в конечном результате будет соответствовать международным стандартам. Например, буквально недавно я рассматривал проект передачи в концессию транспортной инфраструктуры соседней с Украиной страны. Оказалось, что государство не предоставило гарантий обоснованности этого проекта, так как к его разработке не были привлечены международные эксперты, и ЕБРР отказался его финансировать. Государство зачастую не имеет четкого представления об интересах частого капитала. Государственные органы зачастую не знают, как структурировать концессионный договор так, чтобы он был выгоден и государству, и частному инвестору. Поэтому привлечение экспертов является очень важным.
Виктория Папенкова, руководитель рабочей группы по вопросам развития морских портов Американской торговой палаты в Украине
"Мы направили в Мининфраструктуры и в профильный комитет Верховного Совета предложение об усовершенствовании концессионного законодательства"
Американская торговая палата в Украине объединяет представителей иностранных компаний-инвесторов, которые работают в разных секторах экономики страны и создают рабочие места. Мы не только представляем интересы этих компаний, но и создаем благоприятный климат для их реализации. При АТП работает группа по вопросам развития морских портов Украины, которая представляет консолидированное мнение представителей иностранных компаний-инвесторов и готовит свои предложения для властей Украины. В частности, на прошлой неделе мы направили в Мининфраструктуры и в профильный комитет Верховного Совета предложение об усовершенствовании концессионного законодательства. И мы надеемся, что оны будут учтены и послужат ускорению темпом развития портовой отрасли
Для инвестора, который реализует проект на концессионных основах, важны три серьезных вопроса. Первый – детально прописанный концессионный договор. Второй – возможность в сжатые сроки преодолеть разрешительную систему и гарантии получения прав на земельный участок и всех последующих разрешений. Третий - реализация гарантий, данных государством инвестору, и в первую очередь, самое главное – гарантия возврата инвестиций.
На этих «китах» основана концессионная деятельность во всем мире. К примеру, российский порт «Тамань» развивается на основе государственно-частного партнерства. Это наша мечта, мы тоже стремимся к этому. Мы считаем, что концессия является эффективным и действенным механизмом, который может и должен быть внедрен на всех морских портах Украины.
Юрий Губанков, генеральный директор «Бруклин-Киев»
"Сегодня открывается достаточно нормальное и светлое будущее"
Мы пережили сложные времена. Человек, не ощутивший грязи и пыли на своем лице, не ощутивший вкуса крови, никогда не оценит результаты победы. Я занимаюсь работой стивидорной компании с 1991 года. Первая наша компания была зарегистрирована под номером 3, тогда еще в Минфине. И с этого года мы начали стивидорную деятельность. «Бруклин-Киев» зарегистрирован в 1993 году, и мы легко переваливали через причалы 1,7-18 млн. тонн. За этот период времени, почти 20 лет, инвестиции составили порядка 100 млн. долларов. На сегодня «Бруклин» переваливает 6,7 млн. тонн, создано более 300 дополнительных рабочих мест. Но это было сделано не только благодаря работе «Бруклина», но и вопреки грязи и камням, которые доставались нам со стороны государства.
Сегодня открывается достаточно нормальное и светлое будущее. Разумное сочетание государственного порта и частного инвестора - очень хороший пример. У нас есть хорошая перспектива, есть ряд проектов, которые мы уже реализуем, и рассчитываем, что через 6-7 месяцев увеличится грузооборот на 1,5-2 млн. тонн, еще через год увеличим еще на 700 тысяч. А с перспективой, и я официально заявляю, что мы будем участвовать в тендере на концессию, полностью поддерживаем эту форму. Она понята для банков, всех других структур, будем всячески ее поддерживать. Эти проекты позволят увеличить грузооборот на нашем комплексе и создать дополнительно порядка 500 рабочих мест со средней зарплатой в 10-13 раз больше официальной прожиточного минимума. Я понимаю, что каждый из вас элементарно посчитал, чем это выгодно для государства, министерства, порта. Это средство, позволяющее создавать дополнительную инфраструктуру и раскрывает новые возможности для инвестора и портов. И сегодня нужно инвестировать и получать результат.
Но у меня есть предложение. Мы получили территорию, где строится комплекс. Оформляли два года все разрешения, а потом начали работать с ЕБРР, который полностью реструктуризировал все наши документы. Это потребует дополнительных шести месяцев времени. А это дополнительные средства, дополнительное время, возвраты и прочее. Следует включить в конкурсный комитет по концессии представителей ЕБРР. Часто консалтинговые компании увеличивают объемы своей работы. А потом оказывается, что документ не соответствует требованиям банка. И чтобы повторно не готовить документы, нужно сразу включить представителей финансовых институтов.