На юго-восточном берегу озера Никарагуа, вдоль ухабистой грунтовой дороги, поднимающейся вверх через густые зеленые леса, расположена крошечная деревня Эль-Туле. Это типичная сельская местность Центральной Америки. Куры бродят вокруг домов с оловянной крышей, а привязанные к деревьям свиньи ожидают забоя; голоса пьяных местных жителей, поющих под музыку в стиле ранчера, приветствуют гостей.
Эта деревня, если верить никарагуанским чиновникам, является ключевой точкой в том, что когда-то должно стать самым большим инфраструктурным проектом региона. Строительство канала стоимостью в 50 млрд долларов будет вестись на расстоянии 170 миль от восточного до западного побережья. Концессия, предоставленная два года назад президентом Даниэлем Ортегой малоизвестному китайскому бизнесмену Ван Цзину, предусматривает, что Эль-Туле будет стерто с лица земли. На его месте будущий канал будет соединяться с озером Никарагуа, а затем, через несколько миль, выходить в Тихий океан.
Читайте также Как строят второй Панамский канал (фотогалерея)
Предполагаемый водный путь привлечет большие суда, которые не могут проходить через Панамский канал, расположенный всего в 300 милях к юго-востоку отсюда. Срок окончания строительства – 2020-й год. Тем не менее, четырехдневный тур по Эль-Туле и прилегающих районах только подкрепил убеждение, поддерживаемое многими аналитиками внутри Никарагуа и за его пределами, в том, что этот проект не будет воплощен.
Жители деревни в течение нескольких месяцев не замечали каких-либо признаков появления рабочих, занятых строительством канала. В то же время, проделанная работа оказалась незначительной. В конце прошлого года на восточной стороне озера была замечена группа китайских инженеров, проводящих полевые замеры; в начале этого года была расширена грунтовая дорога, а на западной стороне в том месте, где планируется построить порт, были обновлены столбы освещения.

Хуарлинг Мендоса, 32-летний местный предприниматель, настолько убежден в том, что проект не будет реализован, что вблизи Эль-Туле строит двухэтажный дом с тремя гостевыми комнатами и прилегающим круглосуточным магазином. Он прямо говорит: "Там не будет канала".
Сторонники канала указывают на то, что общественные работы такого масштаба, как правило, осуществляются рывками. Панамский канал строился десятилетиями. Тем не менее, отсутствие прогресса на первоначальном этапе, наряду с борьбой за увеличение финансирования, только раздувает сомнения в целесообразности проекта, в котором скептики и так видят мало смысла.
Сверре Свеннинг, эксперт по судоходству консалтинговой компании Fearnley Consultants (Осло, Норвегия), отмечает, что нынешнее расширение Панамского канала стоимостью 5 млрд долларов позволит ему лучше принимать большие танкеры. Общий трафик, утверждает он, недостаточно интенсивный, чтобы поддерживать второй маршрут. Кроме того, есть крупные инженерные и экологические проблемы, которые нужно преодолеть, в том числе необходимо убедиться, что вулканы Никарагуа не разрушат канал, считает Эрик Фарнсворт, вице-президент Совета Америк. "Я очень скептичен", – заявил он.
Теории заговора
Многие сомневаются в том, что Ортега – бывший партизан, который приобрел международную известность, когда победил поддерживаемые США силы в 1980-х годах – и его китайские партнеры, в самом деле, намерены построить канал.
По поводу их реальных намерений сложено много теорий заговора. Несколько примеров: целью проекта является захват земли Ортегой; или это инструмент для увеличения поддержки в преддверии выборов, которые состоятся в следующем году; или китайский план, представляющий угрозу для гегемонии США в регионе путем планирования инфраструктурных проектов так близко к американским берегам.
Миллиардер Ван Цзин, сколотивший свое состояние в телекоммуникационной отрасли, не получил официальной поддержки из Пекина. Однако китайские обозреватели говорят, что вряд ли бы он подписал такую сделку, не получив зеленого света из дома.
Ряд мегапроектов Китая, направленных на расширение влияние по всей Латинской Америке и в остальной части развивающегося мира, обозначился провалами. Некоторые из них были приостановлены вскоре после запуска. Например, строительство курорта на Багамах стоимостью 3,5 млрд долларов и модернизация нефтеперерабатывающего завода в Коста-Рике стоимостью 1,3 млрд долларов.

Вернемся к интервью Ван Цзина 2013 года, в котором четко видно, что он осознавал общественный резонанс. "Я не хочу, чтобы это стало шуткой или примером неудачного китайского предприятия за рубежом", – отметил он.
В подконтрольной Ван Цзину HKND Group (Гонконг) заявили, что строительство порта на тихоокеанском побережье Никарагуа начнется в этом году. Это заявление было повторено и в Манагуа главой администрации нового канала Мануэлем Коронелом Каутцем. В HKND Group утверждают, что ожидают, пока в Никарагуа закончат изучение воздействия канала на окружающую среду, и что сейчас по всему миру ведутся переговоры с компаниями, желающими инвестировать в проект.
Пресс-служба Ортеги отказалась это комментировать.
Провал Вандербильта
Мечта о стрительстве канала через Никарагуа восходит к позапрошлому веку. До Теодора Рузвельта и перед тем, как американцы обосновались в Панаме, Никарагуа был фаворитом для межокеанского водного пути. Железнодорожному магнату Корнелиусу Вандербильту даже удалось начать строительство канала в 1850-х годах. Мачта его дноуглубительного судна по-прежнему остается символом этой неудачи, возвышаясь из лагуны на юго-востоке Никарагуа.
Сегодня работа по строительству канала выглядит не легче, чем была тогда. Для этого понадобится 16 млн кубометров бетона, около 1 млн тонн арматуры, стали, и провести выемку земли и породы в объеме 4 млрд кубометров. Почти все из материалов, в том числе и бульдозеры и краны, придется импортировать, утверждают в HKND Group. Ценник с 50 млрд долларов почти в пять раз превосходит годовой объем производства в Никарагуа, беднейшей страны в Центральной Америке.

"Уходите прочь, китайцы"
В стране, где не проводятся независимые опросы, трудно оценить поддержку проекта. Во время путешествия по маршруту канала в прошлом месяце чаще всего приходилось слышать о проблеме выселения и, в меньшей степени, о воздействии на окружающую среду.
В городке Рио-Гранде на побережье Тихого океана Антониа Понсе непреклонна в том, почему строительство канала не продвигается. "Только через мой труп", – сказала она. Ее 19-летняя внучка Татьяна показала знак, который она сделала в прошлом году, когда китайские рабочие приступили к работе на дороге. В китайской надписи, окруженной топором и мачете, символами сельской местности Никарагуа, говорится: "Уходите прочь, китайцы".
Но самым главным чувством был скептицизм.
В нескольких милях к западу от Рио-Гранде мы попадаем в деревню. Деревянная телега, которую тянут быки, плетется по пустым грунтовым улочкам. Фермер по имени Хосе Мена Кортес говорит, что он видел все это раньше – дерзкие обещания политиками общественных работ и роста. "Они всегда приходят с большими планами, – утверждает он. – И они никогда ничего не делают".
Bloomberg,
перевод Николая Засядько, портал ЦТС
Читайте также Подарок миру: как Египет всего за год построил новый Суэцкий канал
