Знаки в аэропорту имени Вацлава Гавела написаны на новом языке – корейском. Это не говорит о притоке пассажиров из Южной Кореи. Просто корейский стал языком выживания для авиакомпании Czech Airlines. Korean Air, которая летает в Прагу только четыре раза в неделю, в 2013 году купила менее чем за 3 млн долларов 44% акций национального авиаперевозчика Чехии, который на протяжении более десяти не приносил прибыли. Корейская компания вложила в Czech Airlines столько денег, что последняя может и дальше летать, проводить реструктуризацию и даже расширяться. "Это дает нам шанс", – говорит пресс-секретарь Czech Airlines Даниэль Сабик.
Национальные авиакомпании, также известные как флагманские авиаперевозчики, когда-то были очевидным способом авиапутешествия по миру. Правительства их финансируют и управляют ними, чтобы связать свое государство с остальным миром. На протяжении десятилетий они обладали преимуществом, которое заключалось в обладании правом перевозки пассажиров на их родину. В те времена правительства определяли, какие авиакомпании могут летать и на каких маршрутах. Однако договоры по либерализации авиационной деятельности обрезали крылья национальным авиакомпаниям, поскольку привели к ужесточению конкуренции и появлению новых глобальных авиакомпаний.
Читайте также Что нужно сделать, чтобы "открытое небо" не убило МАУ: Латвийский рецепт
Во всей Европе флагманские авиаперевозчики изо всех сил борются за свое существование. Они по-прежнему обременены высокими затратами, накопленными за то время, когда они были государственными монополиями. Сейчас же, в процессе приватизации, они сталкиваются с двойным ударом со стороны высококлассных и низкотарифных перевозчиков из Персидского залива на дальнемагистральных маршрутах и бюджетных авиакомпаний с большими скидками, которые взяли под свой контроль короткие маршруты по Европе. В прошлом году ирландская авиакомпания Ryanair перевезла в Италии больше пассажиров, чем итальянский национальный перевозчик Alitalia.
Некоторые флагманские авиаперевозчики, чтобы удержаться в воздухе, используют инвестиции иностранных авиакомпаний. Последняя помощь в спасении Alitalia пришла из Etihad (ОАЭ) в январе этого года; в июне TAP Portugal была спасена инвестиционной группой во главе с основателем JetBlue Дэвидом Нилманом. Некоторые до сих пор ищут инвесторов: к примеру, польская государственная компания LOT Polish Airlines была выставлена на продажу несколько лет назад. Другие прекратили полеты, среди них и Malev Hungarian Airlines.
А многие объединяются: материнская компания British Airways владеет испанской Iberia и в августе приобрела ирландскую Aer Lingus. Lufthansa контролирует Austrian Airlines, Swiss International Air Lines и Brussels Airlines. Руководители обеих больших авиакомпаний (British Airways и Lufthansa – прим. ред.) заявили, что они ищут новые приобретения и считают, что Европа должна объединиться, как это сделали США.
"Эпоха национальных авиаперевозчиков закончилась, и единственное, что имеет значение, – это жизнеспособный бизнес и операционный план"
"Я думаю, что эпоха национальных авиаперевозчиков закончилась, и единственное, что имеет значение, – это жизнеспособный бизнес и операционный план", – говорит Вацлав Ржегорж, председатель Czech Aeroholding – государственного холдинга, который продал Czech Airlines корейской Korean Air и до сих пор владеет 18% акций авиакомпании, а также контролирует аэропорт Прага.
С точки зрения пассажирских перевозок, Европа примерно того же размера, что и рынок США. Но Европа имеет около 60 авиакомпаний, США – всего лишь дюжину. В политическом плане, любой стране трудно признать, что она не может поддерживать национальную авиакомпанию – услугу, которая способствует экономическому развитию, туризму и известности.
Но сегодняшнее положение дел напоминает ситуацию, когда "Вайоминг имеет свою собственную авиакомпанию. Это нежизнеспособно", – заявил Себастьян Микош, главный исполнительный директор LOT Polish Airlines до 17 сентября. Причиной его ухода в отставку стало разочарование медленными темпами приватизации, с которой правительство хотело повременить в преддверии предстоящих выборов.
Существует множество нишевых авиакомпаний, которые иногда даже преуспевают. Некоторые из них специализируются на праздничных полетах, даже на рождественских шопинг-турах, которые не выполняются большими авиакомпаниями. "В Европе рынки гораздо более сегментированы, поэтому у вас больше авиакомпаний", – говорит консультант Крейг Дженкс, президент американской консалтинговой компании Airline/Aircraft Projects.
Проблемы европейских авиакомпаний накладывают отпечаток на путешественников. Недавние забастовки в нескольких крупных авиакомпаниях, включая Lufthansa и Air France, оставили летчиков на земле. Авиарейсы в некоторых европейских городах стали выполняться реже, а сообщение затруднилось. Бюджетные авиакомпании часто летают во второстепенные аэропорты, которым трудно навязать свою собственную дорогую плату за багаж.
Туризм является ключевым для экономики Чешской Республике, а борьба Czech Airlines приносит ущерб. Национальная авиакомпания имеет только один рейс в Азию (Сеул) четыре раза в неделю, и не имеет ни одного рейса в Северную или Южную Америку и даже в Лондон. Czech Airlines продала свои слоты на взлетно-посадочном комплексе в аэропорту Хитроу шесть лет назад, чтобы накопить денег. За последние семь лет, доля пассажиров аэропорта Прага, перевозимых Czech Airlines, снизилась с 36% до 12% (по данным аэропорта).
Когда авиакомпании имеют прямые маршруты в пункты назначения, их маркетинг помогает продавать свою страну, говорит Ян Гергет, директор Института туризма Агентства Чехии по туризму (CzechTourism). Когда посетители прибывают в город, который является местом их первой остановки, они остаются здесь дольше, заполняя больше гостиничных номеров. И надежный авиасервис невозможен без открытия компаниями своих представительств и офисов.
"Услуги авиакомпании являются решающими", – говорит господин Гергет, добавляя при этом, что, несмотря на нынешний ограниченный график Czech Airlines, туризм в Чехии пострадает без национальной авиакомпании.
Флот авиаперевозчика состоит из 17 самолетов, некоторые из них явно устарели: в них можно встретить старомодные лампочки с надписью No Smoking ("Не курить"), меньшие емкости для ручной клади и приятный сюрприз в виде 32-дюймового расстояния между креслами – гораздо большим, чем у авиакомпаний, которые ставят кресла ближе друг к другу, чтобы выжать из самолета побольше мест. Стюардессы вежливо начинают объявления с "Уважаемые пассажиры", и с гордостью принесут бесплатный бокал истинно чешского пива Budweiser Budvar.
"Это не очень хорошая авиакомпания. Они отменили много направлений, – говорит бизнес-путешественник Вольфганг Венер, который недавно прилетел из Мюнхена в Прагу. – Я стараюсь избегать Czech Airlines".
Но шведский чиновник Маркус Шегрен, отправившийся в Прагу на выходные, утверждает, что Czech Airlines не сильно отличается от других авиакомпаний, и она предложила прямые рейсы и хорошие тарифы. "Самое главное, что это прямой рейс", – говорит он.
В Czech Airlines считают, что запущенный год назад план реструктуризации работает. В первой половине этого года авиакомпания была прибыльной, впервые с 2004 года, и это безо всяких разовых выгод, таких как продажа недвижимости. Она сократила расходы через увольнения, сокращения зарплат и пересмотра соглашений по обслуживанию, технологиям и телефонии, говорит господин Сабик, пресс-секретарь авиакомпании.
Она также изменила способ формирования стоимости билетов, предлагая прозрачные тарифы, и логичное, простое ценообразование. Средние тарифы выросли на 10%, говорит он.
"Мы должны меняться и следить за рынком, или нас могут вытолкнуть с рынка", – говорит господин Сабик.
Пассажиропоток маршрута Сеул – Прага относительно невелик. Сеул не входит в Топ-15 направлений для пассажиров аэропорта Прага. Большинство летит только в Прагу. И только 20% пассажиров, прибывающих из Сеула, пользуются услугами Czech Airlines, отмечают в аэропорту.
Тем не менее, Korean Air смотрит на ситуацию с оптимизмом. Партнерство с Czech Airlines – первый случай, когда корейская авиакомпания инвестировала в иностранного авиаперевозчика – привело в этом году к увеличению пассажиропотока по маршруту Прага – Сеул на 35%. А знаки на корейском языке в аэропорту Прага означают "значительные инвестиции и оптимизм для будущего Korean Air и Czech Airlines", – говорит пресс-секретарь чешской авиакомпании.
Господин Ржегорж из государственной Czech Aeroholding считает, что приватизация была правильным решением, но "первоначальный стратегический замысел еще не воплощен в реальность". Он также не имеет ответа на вопрос, сохранит ли его страна свою авиакомпанию.
"Czech Airlines по-прежнему имеет особое эмоциональное и историческое значение, – говорит господин Ржегорж. – В то же время, мы понимаем, что один этот факт сам по себе не оправдывает существование авиакомпании".
Скотт МакКартни, The Wall Street Journal
Перевод портала ЦТС.
Читайте также Уроки для МАУ: как спасают национальных авиаперевозчиков европейские соседи Украины
Авиакомпания Czech Airlines была основана в 1923 году. С середины 2000-х перевозчик испытывал финансовые трудности. В 2013 году в целях реструктуризации Czech Airlines 44% акций были проданы корейской компании Korean Air. В 2014 году услугами чешского авиаперевозчика воспользовались 2,2 млн пассажиров.